Битва за Ниихау. Как частный остров повлиял на антияпонскую политику США во время Второй мировой

Jan 04, 2021 15:46


История уединенной части Гавайев, инцидент на которой стал аргументом для массовой депортации японцев



Остров Ниихау, Гавайи. Фото: wikipedia.org

Ниихау - небольшой остров в западной части Гавайского архипелага. Довольно уединенное место, где сохраняются редкие виды растений и животных, а население (по примерным оценкам, там живут менее 100 человек) обходится без многих атрибутов современного мира. Доступ посторонних туда ограничен, и образ жизни аборигенов - по большей части этнических гавайцев - мало изменился за десятки и даже сотни лет.



Запретный остров - как его неофициально называют - формально входит в состав США, но является частным владением. Хозяева - семья с шотландскими корнями - ревностно оберегают его от внешнего влияния.

«Когда-то правитель, у которого мы купили землю, попросил нас позаботиться о его народе, - говорит Брюс Робинсон, один из братьев, владеющих островом. - Мы стараемся выполнить его просьбу и защитить местную культуру. Люди здесь живут спокойной жизнью, которой лишена западная цивилизация».

Уединенный остров тем не менее стал частью американской истории. В 1959 году его жители приняли участие в референдуме о создании на Гавайях отдельного штата (Ниихау тогда единственный проголосовал против). Там разместили радиолокационную станцию - часть системы противовоздушной обороны. Среди политиков обсуждалась идея о том, чтобы выкупить Ниихау и «приобщить» жителей к современному миру (отчет Сената, подготовленный в 1947 году, отмечал, что хотя владельцы заботятся о населении острова, его статус расходится с представлениями о правах и свободах в США). Но хозяева отказались его продавать.

Один из самых известных эпизодов истории Ниихау - инцидент времен Второй мировой войны, когда там приземлился японский самолет, подбитый после нападения на Перл-Харбор. Произошло драматичное столкновение с местными жителями, в котором на сторону японского пилота встали островитяне из числа этнических японцев. Несколько человек погибли.

Перед налетом на Пёрл-Харбор японцы ошибочно посчитали гавайский «запретный остров» Ниихау необитаемым и инструктировали летчиков использовать его для экстренной посадки и ожидать эвакуации подлодками. Из всех подбитых истребителей 7 декабря 1941 года долетел до указанного места лишь «Зеро», пилотируемый Сигэнори Нисикаити. Хоть посадка и была очень жесткой, летчику удалось отделаться ушибами и царапинами. Вести о разгроме «Жемчужной Гавани» и объявлении войны до островитян еще не дошли, и они приняли жертву аварии по-гавайски гостеприимно.

Однако знавший о напряжении между странами «вождь» Калеохано на всякий случай разоружил незваного гостя. Переводчиком выступил один из трех японцев, проживавших на Ниихау - Ёсио Харада. О реальной причине вынужденной посадки Нисикаити на острове местные жители узнали вечером того же дня из радиоэфира. К переквалифицированному в пленника «гостю» приставили вооруженного его же пистолетом охранника и разместили в доме у Харады.

Чего не могли ожидать миролюбивые островитяне, так это того, что переводчик, японец по происхождению, но рожденный на территории США, с самого начала узнал об истинной причине аварийной посадки и решил помочь соплеменнику. 12 декабря Нисикаити и Харада напали и разоружили охранника. После неудачных попыток связаться с японской стороной по рации самолета они вломились в дом семейной пары Бена и Эллы Канахеле. Захватив женщину в заложники, японцы приказали мужу привести Калеохано. Однако Элле удалось повалить Хараду, а Бену зарезать Нисикаити. Харада от безвыходности пустил себе пулю в голову. Враг был повержен. Супруги Канахале выжили, хоть Бен и был трижды ранен во время схватки.

Последствия этого, казалось бы, малозначительного происшествия оказались куда более серьезными, чем можно предположить. Новость была напечатана во всех американских газетах. В официальных заявлениях военное руководство прямым текстом заявляло: «Япошка - это всегда япошка». Генерал Джон Л. ДеУитт, выступая перед Конгрессом, сказал: «Не имеет никакого значения являются ли они американскими гражданами - они всё равно японцы». Фактически инцидент послужил ключевым поводом для санкционирования Рузвельтом интернирования 120 тысяч японцев, 62% из которых имели американское гражданство, с западного побережья США.

1/16 японской крови было достаточно для насильственного помещения в концентрационный лагерь. Это повлекло нехватку японских рук в сельском хозяйстве, что в значительной степени ускорило массовую миграцию мексиканских рабочих.

События на Ниихау, позднее послужившие сюжетом фильма, стали миниатюрным отражением начавшегося противостояния США и Японии. Историки отмечают, что они сыграли и определенную роль в американской политике. Хотя инцидент носил локальный характер, он был воспринят как «тест на лояльность» для этнических японцев, проживавших в США, и использован как аргумент в кампании, обернувшейся массовыми депортациями, - которая затронула десятки тысяч человек и позднее была официально признана «огромной несправедливостью».



Американские японцы перед депортацией, 1942 год. Фото: U.S. War Relocation Authority

Источник

Война, История, США, Япония, События

Previous post Next post
Up