Искусство в одной картине

Apr 11, 2013 04:06



Генри Уоллис (1830-1916). Смерть Чаттертона, 1856 / Лондон , Tate Gallery

Более всего Уоллис известен своим первым успехом - картиной, озаглавленной «Смерть Чаттертона», которая была выставлена в Королевской академии в 1856 году. Картина изображает Томаса Чаттертона, бедного поэта конца XVIII века, который в припадке отчаяния отравился, покончив с собой, не достигнув и 18 лет.




Во времена Уоллиса Чаттертон считался романтическим героем и был популярен среди молодых и нуждающихся художников. Приемы и стиль Уоллиса обнаруживают сильную связь художника с движением Прерафаэлитов, особенно заметную в ярких цветах и тщательно проработанных деталях. Уоллис взял контрастную палитру ярких цветов, а также изобразил окно и падающий из него свет для того, чтобы включить в картину игру светотени, которая тогда особенно увлекала художника. Мансарда Чаттертона, которая сохранилась, и в которой Уоллис делал эскизы, лишь немногим больше самой картины (размер последней - 63,5х94 см). В настоящее время картина находится в лондонской галерее Тейт.

Моделью для знаменитой «Смерти Чаттертона» стал юный Джордж Мередит, известный автор, большим почитателем которого был Оскар Уайльд, писавший в эссе «Упадок лжи»: «Ах! Мередит! кто может его описать? Стиль его - хаос, освещенный вспышками молний». Позже у Генри Уоллиса был роман с женой Мередита.

В начале своей карьеры, в том числе при написании «Смерти Чаттертона», Уоллис использовал следующий прием. Он делал эскиз, обмакивал его в воде, при помощи серой краски наносил тень, добавлял цвета. После того, как рисунок высыхал, Уоллис кисточкой дорисовывал детали, благодаря которым он и приобрел славу. Для изображения света, он намачивал нужную часть картины и обтирал ее куском хлеба.




Томас Чаттертон (1752-1770) родился в Бристоле. Там он учился в Колстонской школе,а затем несколько месяцев проходил в учениках у адвоката. Но образование всегда значило для него меньше, нежели порывы собственного духа. Его отец умер за три месяца до рождения сына. Чаттертон с детских лет восхищался старинной церковью Св. Марии Редклиффской, где некогда его отец был певчим в хоре.


Thomas Chatterton.

Мальчику было семь лет, когда мать принесла ему обрывки рукописи, найденной в архиве этой церкви, - и воображение его забурлило. Он сказал матери, что она «нашла истинное сокровище, и он вне себя от радости, столь это бесподобно». «Он влюбился», по словам матери, и в прошлое Бристоля, и в саму старину. Он принялся писать стихи, а затем, в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет, сочинил «Роулианский цикл». Эти поэмы якобы сложил средневековый монах (чему много лет продолжала верить публика), - в действительности же они принадлежали перу юного Чаттертона, которому удалось выработать настоящий средневековый стиль, отчасти зародившийся благодаря чтению древних текстов, а отчасти изобретенный им самим.



Thomas Chatterton. Mansell/Time Life Pictures/Getty Images

Наконец, наскучив Бристолем и соблазнившись надеждой на литературный успех, семнадцатилетний Томас Чаттертон отправился в Лондон. Но надеждам на славу не суждено было оправдаться - во всяком случае, при его жизни. Книгопродавцы оставались равнодушны или безучастны, а лондонские журналы по большей части отвергали элегии и стихотворения, которые предлагал им Чаттертон.



(1752-70). English poet Thomas Chatterton

Вначале он жил в Шордитче, у родственников, но в мае 1770 г. перебрался в чердачную каморку на Брук-стрит в Холборне. Там-то, утром 24 августа 1770 г., он принял мышьяк - очевидно, не вынеся борьбы с нищетой и неудачами. Когда дверь в его комнату взломали, на полу обнаружили раскиданные клочки бумаги, испещренные его почерком. После расследования огласили заключение: felo de se, то есть самоубийство. На следующий день тело поэта похоронили на кладбищенском участке при работном доме на Шу-лейн. Известен лишь один его прижизненный портрет, но для потомства образ "дивного мальчика" увековечила картина «Чаттертон» кисти Генри Уоллиса. Она была закончена в 1856 г., а позировал художнику, изображая умершего поэта, молодой Джордж Мередит, лежа в той самой мансарде на Брук-стрит.




(с) http://blog.i.ua/community/1952/1188689/
Previous post Next post
Up