Юность художника ("Рожденные в года глухие...")

Mar 19, 2011 12:55

     "Эпиграфом к этой главе могли бы стать следующие слова Т. Манна из книги «Доктор Фаустус», повествующей о судьбах искусства XX века: «...нельзя написать биографию, нельзя показать становление художника без того, чтобы перенести читателя, для которого пишешь, в состояние ученичества, в состояние начинателя жизни и искусства, вслуши­вающегося, перенимающего, то проникновенно зоркого, то полного смутных чаяний». Характеристика «состояния ученичества» дана здесь едва ли не исчерпывающе. Но заме­чательный немецкий писатель ставит перед биографом слишком сложную задачу, выполни­мую, быть может, только средствами искусства и вряд ли посильную для искусствоведче­ского исследования, работающего не образами или метафорами, а логическими категориями, историко-социальными и историко-стилевыми понятиями. Не претендуя переносить чита­теля «в состояние начинателя жизни и искусства», следует попытаться проследить этапы ученичества и духовный рост будущего художника в связи с историей его времени и тем искусством, которое создавали его современники.

Владимир Васильевич Лебедев родился в Петербурге 27 мая 1891 года. В том же году ро­дился С. С. Прокофьев, а двумя годами позже - В. В. Маяковский. Люди этого поколения еще не вышли из отрочества в пору первой русской революции, а в начале мировой войны оставались юношами. Их детство приходится на 1890-е годы - «дальние, глухие» годы, когда «в сердцах царили сон и мгла», как писал А. Блок в «Возмездии». Нельзя, разумеется, применить слова поэта ко всей русской действительности 1890-х годов. В ней совершались глубокие сдвиги и назревали великие исторические изменения, которые в недалеком будущем должны были преобразить облик мира. На заводских окраинах боль­ших городов нарастали и крепли невиданные силы; начинался пролетарский этап русского революционного движения. Но этот процесс, нелегко уловимый даже для самых чутких современников, протекал далеко за пределами того мира, в котором жила литературная и художественная интеллигенция и оставался неведомым в разночинной и обывательской среде Петербурга. У выходцев из этой среды были другие воспоминания. Память о раннем детстве характерна для художественных натур. Первые детские впечат­ления формируют - иногда на всю жизнь - духовную личность человека и могущественно влияют на становление его творческой индивидуальности.
     Сверстники Лебедева вспоминали девяностые годы прошлого века, как глухие годы России. Быт этого времени был глубоко провинциальным, болезненно провинциальным. Где-то подспудно назревали события, уже шел внутренний процесс в людях, судьба которых и их творчество должны были определить эпоху наступающего нового века. Быт разночинцев и обывателей - как тихая заводь: последнее убежище умирающего века. Разговоры о газет­ных новостях, неопределенные споры о какой-то «Крейцеровой сонате»: мелкие ненужные страсти, подогреваемые не заинтересованностью к событиям, произведениям, людям, а просто привычкой и даже усилием, еще не осознанным, сохранить привычное течение жизни, просто: так было всегда, так надо сейчас. О том же, в сущности, с глубокой проницатель­ностью говорит Блок, рассказывая в «Возмездии» о болезненном умирании века, когда «в сыром и гнилом тумане увяла плоть и дух погас».
    В.Б. Шкловский раскрыл в своих воспоминаниях несколько иной, но, быть может, не менее существенный аспект жизни в конце XIX века. Он показал 1890-е годы, как время, когда «было очень тихо. Воевали где-то далеко и в незнакомом - в Африке и Китае». И в этом тихом мире, где не совершалось больших событий и могло казаться, что история не движется, «все было очень огорожено заборами, размечено, оговорено», люди жили испу­ганно и прятались от жизни, «о деньгах говорили постоянно, уважительно и негромко». Шкловский рассказывает о трагической духовной нищете разночинно-интеллигентских се­мейств, оторванных от традиции и утративших связи с передовыми общественными идеями своей эпохи (Шкловский В. Жили-были. Воспоминания. Мемуарные записки. Повести о времени с конца ХIХ века по 1962 год. - М., 1964).
    Одаренные мальчики, росшие в этой среде, инстинктивно чувствовали ее увядание. В детскую психику - быть может, в ее подсознательные сферы-проникала ранняя разочаро­ванность и закрадывалось глухое недовольство.
     Мальчики стремились оторваться от скучной и жалкой современности, уйти в мир вымысла и фантазии, думать и мечтать о чем-то совсем не похожем на окружающую жизнь. Из кон­фликта между мечтой и реальностью возникал своеобразный детский романтизм, столь характерный для поколения девяностых годов и не оставшийся впоследствии бесплодным. Именно в этом поколении - младшем из двух смежных поколений, которым вскоре предстояло революционизировать русское искусство, сложились сильные творческие индивидуальности. В известном смысле можно сказать, что они продолжали дело, начатое их старшими совре­менниками. Уже на исходе XIX века появились книги символистов и открывались выставки дягилевского «Мира искусства», возникшие как реакция против эпигонов передвижни­чества, как первые симптомы наступающего двадцатого столетия. Они наносили, казалось, непоправимый удар по всем устоявшимся, традиционным представлениям об искусстве и открывали перед ним невиданные горизонты. Под прямым воздействием работ «Мира искусства» и поэзии символистов сформировалась в русском обществе новая эстетика и новая художественная идеология.
     Живопись и поэзия того времени активно влияли на подрастающую молодежь, будили ее сознание, направляли на путь творческих исканий. Однако отношение между поколениями «отцов» и «детей» вовсе не было отношением простой преемственности. Двадцатое столетие принесло с собой новые социальные, нравственные и эстетические проблемы. Духовный опыт будущих деятелей молодого поколения складывался иначе, нежели у их предшествен­ников, и на иных основах вырабатывалось понимание действительности. Между поколе­ниями шла борьба, вначале тайная, едва осознанная борющимися сторонами, но всегда напряженная, неудержимо нараставшая и приведшая в конце концов к яростным кон­фликтам. У поколения, к которому принадлежал Лебедев, возникала своя собственная про­грамма, неприемлемая для старших. Маяковский преодолевал поэзию Андрея Белого и А.А. Блока, С.С. Прокофьев - музыку А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова, сверстники и единомышленники Лебедева выступили против живописи и графики «Мира искусства». В дальнейшем еще предстоит рассмотреть конкретные формы, которые принимала эта борьба в сфере изобразительных искусств. Но предварительно необходимо вернуться к детству художника, потому что именно тогда, на рубеже двух столетий, уже начали формироваться некоторые особенности духовного облика Лебедева, наложившие неизгладимую печать на всю его дальнейшую жизнь.
     В одной из записей своего дневника Блок справедливо заметил, что в дореволюционной России сословия были своеобразными «культурными ценностями» - иначе говоря, носи­телями традиции, и для художника небезразлично, какая культурная среда воспитала его в детстве.
     Лебедев - по дореволюционному паспорту «сын ремесленника» - родился в семье крестьян­ского происхождения, не сохранившей, однако, ни связи с деревней, ни черт старозаветного патриархального уклада. Семья была типично городской и прочно вошла в среду разночин­ной интеллигенции. Детство и юность Лебедева прошли в Петербурге.
Отец художника, Василий Иванович Лебедев, потомок крепостного крестьянского рода Осташковского уезда Тверской губернии, был даровитым и своеобразным человеком. В мо­лодости - простой рабочий частной механической мастерской, он самоучкой достиг профес­сиональных знаний в области техники и личным трудом добился независимого и обеспечен­ного положения. Он не чуждался интеллектуальных интересов, посещал университетские лекции, покупал книги и выписывал журналы. Картинки из «Нивы» и «Всемирной ил­люстрации» стали для будущего художника - как и для многих людей его поколения - пер­вым источником, из которого черпались впечатления искусства.
     У Лебедева рано возникло стремление к самостоятельности и духовной независимости. Как бы в контрасте к скромному и размеренному бытовому укладу родительского дома мальчик развивал в себе интересы отнюдь не традиционные и даже неожиданные для его среды и непосредственного окружения. В десять-двенадцать лет он азартно полюбил спорт-заня­тие, к которому в те годы мало кто относился всерьез. Вначале юного Лебедева привлекал футбол, позднее он стал заниматься английским боксом и на всю жизнь сохранил к нему любовь. Он интересовался также французской борьбой и цирком и был усердным посети­телем скачек. Со страстным увлечением наблюдая спортивные упражнения и выступая сам в качестве спортсмена, Лебедев приобретал уверенное знание строения человеческого тела и его движений, знание, которое позднее сослужило художнику немалую службу в его про­фессиональной работе. В основе всех этих спортивных интересов лежало своеобразное миро­ощущение, в ту пору, быть может, еще неосознанное самим художником, но уже тогда не­обыкновенно сильно повлиявшее на формирование его индивидуальности, а впоследствии отчетливо сказавшееся на его творчестве. Речь идет об особой напряженности восприятия мира, о повышенной и молниеносно быстрой реакции на все окружающие явления. Французская литература и публицистика начала XX века называла это мироощущение «aspiration a la vie inteus» - стремлением к интенсивной жизни; отмечалось при этом, что оно харак­терно для переломных эпох истории, когда в общественном сознании назревает предчувствие грядущих переворотов и катастроф. Можно также определить это мироощущение как актив­ность воли или желание глубже и ярче почувствовать и пережить действительность. Эта черта, свойственная волевым и энергичным натурам, была характерна для Лебедева уже в пору его ранней юности и прошла в дальнейшем сквозь всю его жизнь.
     Едва ли не из того же источника возник интерес к искусству, необыкновенно рано пробу­дившийся у Лебедева. Он рассказывал, что уже десяти-двенадцатилетним мальчиком знали любил Эрмитаж. Нов его художественных интересах не было ничего уводящего от действи­тельности, не было оттенка мечтательности или ретроспективного эстетизма, столь типич­ного для юношей предшествующего поколения. По рассказам Лебедева, он воспринимал тогда искусство как сгусток жизни, как бы спрессованной в образе или метафоре. Столь же рано проявилась у Лебедева тяга к самостоятельному творчеству. Она рождалась из потреб­ности выразить и воплотить в зримой форме то, что было так остро пережито в непосредст­венном ощущении.

(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1973. - С. 10-13.)

художник ЛЕБЕДЕВ В., искусствовед Петров В., биография художника

Previous post Next post
Up