"Разноцветная книга"

Feb 16, 2011 18:58

      "Иллюстрационные циклы, созданные Лебедевым сразу после войны, опираются на ту же систему художественных представлений, которая определилась в описанных выше рисун­ках к «Двенадцати месяцам». Оформляя книжки Маршака «Откуда стол пришел» (1946), «Разноцветная книга» (1947) и «Круглый год» (1949), а также сказку Л.Н. Толстого «Три медведя» (1948) и заново перерабатывая иллюстрации к «Мистеру Твистеру» (1948), Лебе­дев исходил из стремления дать детям ясные, несложные по изобразительному строю, доста­точно детализированные и подчеркнуто-предметные иллюстрационные рисунки; первооче­редное внимание художника было обращено на познавательные качества иллюстраций. Он сделал реалистические акварели, преимущественно пейзажные, близкие духу, но чаще - букве оформляемого текста. В этом смысле наиболее последовательны картинки к «Трем медведям». Художник почти исключил из сказки всю фантастику, придав изображениям бытовые тона. Таинственный медвежий домик превращен в вполне реальную лесную сто­рожку с соответствующим интерьером и предметным реквизитом. Сказочные медведи, носящие человеческие имена, нимало не «очеловечены» художником. Он изобразил насто­ящих лесных зверей, искусно подчеркнув характерные особенности их облика, повадок и анатомического строения.


      


Критика единодушно признала, что лучшей из названных работ является «Разноцветная книга». «По замыслу она очень своеобразна: каждый лист разрешен в каком-нибудь одном цветовом ключе; тут есть „Зеленая страница" - изображение весеннего луга с полевыми цветами, бабочками и стрекозами, „Черная страница" - спящая ночная Москва, „Желтая страница" - песчаная пустыня и, наконец, „Красная страница" - веселый детский празд­ник, кумачовые платья, красные воздушные шары, флаги, звезды.




В каждой такой кар­тинке доминирующий цвет дан во всем богатстве его градаций, - писала Н.А. Дмитриева. - В упрек художнику можно поставить только некоторую разностильность изображения: „Зеленая страница", например, напоминает страницу из атласа по природоведению,




„Белая страница" решена как реалистический зимний пейзаж,




а в „Красной странице" появляется излишняя инфантильность и лубочность» (Дмитриева Н. Художники детской книги // Советское искусство. - 1947. - 23 мая.).
       В работе над некоторыми из этих акварелей Лебедев сделал нерешительную и не доведен­ную до конца попытку использовать опыт своих прежних импрессионистических иллюстра­ций, сделанных двенадцать лет назад для книги «Сказки, песни, загадки», вышедшей в издательстве «Academia”. Сине-зеленая «Морская страница» с тающими очертаниями кораблей на высоком горизонте и светящейся стаей серебристых рыбок у морского дна




или разворот «Желтой страницы» с тонко разработанной градацией оттенков желтого фона, на котором размещены в свободном ритме желто-коричневые силуэты верблюжьего каравана,




не чужды импрессионистическому видению, а по изощренности и силе живописного чувства напоминают цветные иллюстрации названного сборника. Однако тенденции импрессио­низма проявляются здесь лишь эпизодически, сочетаясь то с объемно-пластической трак­товкой формы, то с линейно-графическим контурным рисунком. Критика не без основания указывала, что «Разноцветная книга» «совместила в себе поразительно разноречивые и разнокачественные рисунки» (Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики. - М., 1955. - С. 175.). Трудно понять, как это могло случиться с художником, обладавшим огромным опытом и безошибочным вкусом; можно лишь заключить отсюда, что художник утратил целенаправленность в своих творческих поисках".

(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1973. - С. 225-226.)

Иллюстрации к "Разноцветной книге" взяты из журнала:
da-zdra-per-m.livejournal.com/30687.html
Также можно посмотреть здесь:
s-marshak.ru/books/r/r14/r14.htm - издание М.: Детгиз, 1947

К_Н_И_Ж_Н_А_Я Г_Р_А_Ф_И_К_А, художник ЛЕБЕДЕВ В., поэт Маршак С., искусствовед Петров В., 1940-е годы, "Разноцветная книга"

Previous post Next post
Up