"Натурщицы"

Sep 28, 2010 12:35

    Темы названных серий захватывали Лебедева глубоко - и почти всегда сравнительно нена­долго. На них уходило два-три года, иногда только один год или даже несколько месяцев. По мере того, как шла работа и разрешались в напряженных поисках те задачи, которые ставил перед собой художник, его увлечение остывало, слабело и наконец совсем исчезало. «Акробатка» и «Танцовщица» были яркими, но преходящими эпизодами его творчества. Только «Гитаристка» нашла дальнейшее, впрочем, тоже кратковременное развитие в стан­ковой живописи Лебедева.

Но одновременно и параллельно с этими эпизодическими темами в его станковой графике (а позднее и в живописи) всегда проходила иная, более общая и более постоянная тема, не­изменно привлекавшая художника в течение всей его жизни. Это тема обнаженной женской натуры. Лебедев нашел в ней вечный, неиссякающий источник художественных впечатле­ний и поэтических образов.


          
            
   1926  (тушь)

Здесь мы подходим к одной из основных проблем искусства Лебедева.
     Этой теме, сыгравшей, как известно, важнейшую роль в развитии европейской ренессансно-барочной традиции, Лебедев отдал больше труда и таланта, чем кто-либо из русских худож­ников.
     Масштабы дарования и мастерства Лебедева дают право на сравнение с самыми крупными из его предшественников.
     Начиная с середины XIX века женскую обнаженную натуру рисовали и писали почти все большие русские художники. Каждый из них выразил в таких работах особенности своего художественного мышления и таланта.
     Этапом в истории русской графики стали натурные рисунки К.П.Брюллова, сделанные со всей силой его творческого темперамента, но не чуждые подчас оттенка грубоватой чувст­венности. Отсюда идет вся позднеакадемическая трактовка обнаженной натуры.
     Совсем иной характер носят безупречные, холодновато-классичные «Натурщицы» А.А. Иванова, виртуозно-иллюзионистические «Натурщицы» И.Е.Репина, реалистичные и ла­конично-точные «Натурщицы» В.А.Серова и К.С. Петрова-Водкина, изощренно-стилизо­ванные «Натурщицы» К.А.Сомова и мастеров «Мира искусства». Но едва ли не для всех названных художников изображение женского тела служило лишь учебным или подгото­вительным целям.
     В русской традиции Лебедев составляет исключение. В его глазах обнаженная женская натура была не средством художественной тренировки, а важнейшей темой искусства. Здесь отчетливо сказалось влияние французской изобразительной культуры - в первую очередь импрессионизма. Вслед за Роденом, Дега и Ренуаром русский художник увидел в изображении нагого человеческого тела не удобный и привычный объект для школьных упражнений, а высшее воплощение эстетической гармонии природы.
     Этим определяется отношение Лебедева к теме: оно настолько серьезно, настолько полно чувства ответственности, что здесь художник не решался деформировать натуру. Выводы и результаты сознательных творческих опытов, осуществленных в названных ранее сериях рисунков, лишь под воздействием интуиции проникали в этюды обнаженной натуры. В них Лебедев жертвовал излюбленным принципом серийности; он доверялся больше вдохно­вению, чем расчету. Чисто формальная проблематика отступала перед напором патети­чески-напряженного чувства, перед остро пережитой потребностью передать именно данную модель со всеми ее характерными особенностями и выразить эмоциональные состояния, ко­торые только она одна вызывает. В каждом натурном рисунке поставлена самостоятельная творческая задача, не повторяющаяся в других работах. Художник безжалостно уничто­жал этюды, казавшиеся ему несовершенными.
     Выше упоминалось, что, принимая наследие импрессионистов, Лебедев был далек от подра­жания их формально-техническим приемам, но с напряженным вниманием изучал спе­цифику импрессионистического видения и понимания натуры. Поэтому воздействие импрес­сионизма на творчество Лебедева было не прямым, а сложноопосредованным, и его не всегда легко различить. Однако именно в рисунках, изображающих обнаженную натуру, оно выступает с особенной очевидностью - и можно попытаться определить меру влияния великих французских мастеров, на которых Лебедев смотрел как на своих учителей.
     Сложный и запутанный вопрос о влиянии Ренуара удобнее рассмотреть в другой главе в связи с проблематикой станковой живописи. Здесь же достаточно сказать, что в этюдах обнаженной модели, сделанных Лебедевым в 1920-х годах, нет ничего ренуаровского.
     В одной из предшествующих глав шла речь о том, как повлияли рисунки Родена на доре­волюционную лебедевскую графику. В тот ранний, ученический период Лебедев еще не умел освободиться от подчинения чужой изобразительной манере. Позже, в пору перехода от кубизма к «живописному» реализму, у Лебедева нельзя найти примеров прямого подра­жания. На него влияла уже не манера, а эстетика импрессионистов, не метод изображения, а стиль мышления и творческого истолкования натуры. Как указывалось, Лебедев особен­но оценил у Сейра архитектоническое единство света и формы, у Мане - живописную гар­монию тональностей. Однако рисунки Лебедева не похожи на рисунки Сейра и Мане, по­тому что у последних взята лишь художественная задача, а не способ ее решения. Пример французских мастеров не подсказывал русскому художнику готовые рецепты, а только ак­тивизировал его собственную самостоятельную мысль.
     На сходных основах вырастало гораздо более глубокое, хотя внешне, быть может, еще менее легко различимое влияние Дега. С этим художником Лебедев в течение всей своей жизни ощущал нечто вроде тесного духовного родства. В самом деле, есть разительное сходство во внутреннем облике обоих художников. Недаром Лебедеву так импонировали самые характерные черты французского мастера, его саркастический ум, независимость мнений и вкусов, приверженность традиции и, вместе с тем, смелость новаторских поисков, безжалостная правда в передаче натуры и неутомимое стремление к совершенству. Лебедев чувствовал, что эти черты в какой-то степени свойственны ему самому.
     Внутреннее родство двух художников, быть может, нигде не сказалось так явственно, как в этюдах обнаженной натуры. К Лебедеву можно в полной мере отнести характеристику, которую Л. Вентури дал поздним работам Дега: «Больше, чем кто-либо, он стремился к то­му, чтобы вырвать изображение нагого тела из тисков академической традиции. Он изучает форму, свет, движение, механизм человеческого тела и его действие. Он хочет быть портре­тистом „человека-зверя", но его восхищение человеческой машиной, ее работой, ее энер­гией настолько велико, что холодный интеллектуальный замысел в его изображениях исчезает. Более того, в них отражается вся его страсть, а порой и все его отчаяние» (Вентури Л. От Мане до Лотрека. - М., 1958. - С. 28, 29).


       
              
      1927 (ламповая копоть)

Самые ранние из посткубистических этюдов обнаженной натуры сделаны Лебедевым в 1926 году, вслед за набросками серии «Гитаристка». В отличие от последних, этюды нагого тела выполнены в технике рисунка пером. Главным средством художественного выражения становится стремительная контурная линия, сжато и точно обобщающая форму. Но даже в этой, в сущности, чисто графической технике проявляется живописный темперамент ху­дожника. В линии Лебедева нет классического холодка, нет безупречной плавности - на­против, она проведена порывисто, нервно, местами кажется изломанной и не замыкает контур, а как бы вырывает его из пространственной среды, образуемой белым полем листа. Однако уже с 1927 года лебедевские этюды обретают совсем иной облик. Беглый набросок пером уступает место свободному живописному рисунку кистью (черная акварель), тоже лаконичному и обобщенному, но гораздо менее эскизному и более точно выражающему индивидуальный характер модели. Впрочем, Лебедев не ограничивал себя какой-либо одной техникой; среди натурных этюдов 1927-1929 годов можно встретить рисунки углем, свинцовым карандашом и изредка цветной акварелью.


  1927 (свинцовый карандаш)         
  1928 (уголь)

По силе живописного чувства и по органической цельности художественного решения они не уступают лучшим листам из серии «Танцовщица», а в чисто формальном отношении имеют с ними немало общего. Поэтому здесь нет необходимости останавливаться на анализе приемов, использованных художником при изображении нагой натуры. Важнее подчерк­нуть те специфические особенности эмоционально-образного строя, благодаря которым этюды обнаженного тела выделяются среди других натурных рисунков Лебедева.
     В серии «Акробатка» замысел художника определялся и, в сущности, исчерпывался раз­работкой мотива движения, в серии «Гитаристка» отчетливо заметна формально-экспери­ментальная задача; наконец, в серии «Танцовщица», самой пленительной и романтичной, есть напряженная патетика и загадочная призрачность. Все это совершенно чуждо этюдам обнаженной натуры. В них нет ни повышенной динамики, ни формального эксперимента­торства; в них нет и ничего загадочного или театрализованного. Недаром Лебедев, подобно Дега, ставил своих натурщиц в простые бытовые позы, помещал в реальный интерьер и окружал обыденными домашними предметами. Лебедевские этюды нагого тела выражают и утверждают поэзию реальности.

(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 140-150.)

Фото с выставки:
  http://community.livejournal.com/all_drawings/263270.html#cutid1


   
   
   



    



       
      
   



       
    
   


С сайта Чувашского государственного художественного музея
http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=9965&author=827&begindate=&enddate
=


     
     
    1949  (литографии)

И еще две работы из книги воспоминаний О. Верейского:  см. метка художник Верейский О. в моем журнале.

Графика, художник ЛЕБЕДЕВ В., искусствовед Петров В.

Previous post Next post
Up