(no subject)

May 05, 2006 13:39



Для большинства сторонних наблюдателей заявка на проведение в Грузии зимних Олимпийских игр 2014 года может показаться проигрышным делом. Однако для грузинских бизнесменов и властей, добивающихся проведения Олимпиады в горном курортном городке Боржоми, эта заявка не просто спорт. Это часть кампании по преобразованию страны.

Никто в грузинском Олимпийском комитете не спорит, что Боржоми, городишко с населением около 16 тысяч человек в регионе Самцхе-Джавахети, известный благодаря источникам минеральной воды, столкнется с жесткой, а может быть и заведомо проигрышной конкуренцией. На звание кандидатов на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года претендуют семь городов, в том числе знаменитый австрийский лыжный курорт Зальцбург. Кроме Грузии, заявки подали два других города бывшего СССР - Алматы (Казахстан) и российский черноморский курорт Сочи. Среди других городов - Пхёнчхан (Южная Корея), Хака (Испания) и София (Болгария). Финалисты последнего отборочного тура будут названы в июне,- ими станут три города.

Тем не менее Грузия не теряет оптимизма. Шансы на то, что Олимпиада все же пройдет именно в Грузии, говорит Аудрюс Буткявичюс, координатор проекта «Боржоми-2014», достаточно высоки. «Если посмотреть на историю, ни одна страна не завоевала права на организацию игр с первого раза. Для нас это только начало», сказал он. «Мы поймем для самих себя, что надо делать, и мы покажем другим, что у нас есть».

По словам Бадри Патаркацишвили, президента грузинского Олимпийского комитета, заявка на игры 2014 года является естественным продолжением происходящего в последнее время экономического и политического развития Грузии. В интервью, опубликованном на веб-сайте Borjomi2014.ge, Патаркацишвили заметил, что Олимпиада - «естественный шаг» на пути страны к «месту, которая она должна занимать» в мировом сообществе.

Официальный сайт Borjomi 2014 делает еще один шаг, соотнося надежды на Олимпиаду с попыткой Грузии «восстановить» национальную идентичность, утраченную в период, когда страна была частью Советского Союза.

Заявка получила также и политическое звучание. Когда президент Михаил Саакашвили объявил в июне прошлого года о заявке на проведение в Грузии зимних Олимпийских игр, он увидел в международных спортивных состязаниях возможность форума, который мог бы способствовать разрешению конфликтов и достижению мира.

И хотя задача преодоления трений между Грузией и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией кажется слишком трудной, чтобы ее могло решть любое спортивное соревнование, по мнению Буткявичюса, Олимпиада могла бы способствовать своего рода этническому примирению. «В основе Олимпийских игр лежит мир», сказал он. «Страна должна быть готова к мирному способу [разрешения конфликтов]. И может быть, это окажет влияние на политическую совесть других сторон».

Другой вопрос - каким образом модернизировать инфраструктуру Боржоми, чтобы регион мог справиться со столь масштабным мероприятием. Согласно аналитической статье, опубликованной в ежемесячном журнале Ski Press World, хотя у Грузии есть политическая воля и финансовые ресурсы для проведения Олимпиады, в стране практически отсутствует необходимая для игр инфраструктура.

По подсчетам правительства, сообщают СМИ, дорога от Тбилисского аэропорта до места проведения Олимпиады и необходимая модернизация инфраструктуры будут стоить 3 млрд долларов. Откуда взять миллиарды, пока не решено, говорит Натия Маградзе, пресс-секретарь боржомского офиса Олимпийского комитета. На сегодня, сказала она, финансирование по большей части осуществляется частным бизнесом.

Буткявичюс признал, что грузинское правительство не располагает ресурсами для финансирования игр, однако подчеркнул, что этим готовы заняться частные доноры. «Как вы знаете, у правительства недостаточно средств, но у нас сообщество весьма богатых людей», сказал он, заметив, что многие доноры рассматривают Олимпиаду скорее как патриотическую задачу, а не как бизнес-проект.

Бизнес-магнат Гоги Топадзе, член грузинского Олимпийского комитета и президент грузинской Федерации зимних видов спорта, согласен, что стране надо многое сделать, прежде чем она сможет стать хозяйкой игр, однако говорит о заинтересованности иностранных инвесторов в грузинской заявке. «Существует немало инвестиционных компаний, которые заинтересованы уже сейчас - французские, немецкие, русские. Поэтому, когда у нас будет генеральный план, мы покажем им, что мы хотели бы построить», сказал он. Топадзе заявил, что «крупнейшие» немецкие и швейцарские консультанты занимаются подготовкой такого плана для Бакуриани, соседнего лыжного курорта советских времен, на котором можно было бы провести большинство соревнований, однако отказался назвать имена экспертов.

Принадлежащая Топадзе компания «Казбеги», занимающаяся производством напитков, уже строит три гостиницы в соседнем Бакуриани и планирует дальнейшее строительство. Компания соорудила также в Бакуриани лыжный подъемник с кабинами, который был открыт ранее в этом году президентом Михаилом Саакашвили. Фирма разбила в Боржоми парк и построила фуникулер для подъема на окружающие Боржомскую долину отвесные склоны.

Однако Топадзе все же надеется на какое-то содействие правительства. «Серьезная часть» финансирования должна осуществляться из государственного бюджета, сказал он, однако отказался обсуждать детали. Если такая поддержка будет оказана, сказал он, в ближайшие три-четыре года можно будет сделать очень много для модернизации спортивных объектов в Боржоми и Бакуриани.

Как и другие грузинские бизнесмены, Топадзе, похоже, считает заявку Грузии на проведение Олимпиады частью более общего плана, направленного на экономическое развитие страны. «В Европе около 80 млн лыжников, а лыжные курорты там могут вместить 25-28 млн человек», сказал он. «Поэтому мы, ориентируясь на Олимпиаду, планируем серьезное развитие зимнего туризма, горного туризма. Думаю, что это будет очень выгодное дело».

Буткявичюс согласен, считая, что заявка Грузии на проведение Олимпиады позволит познакомить мир с Боржоми и продемонстрировать потенциал, который имеется здесь для проведения международных соревнований. «Официальная задача - добиться победы, стать страной-хозяйкой зимних Олимпийских игр. Однако гораздо важнее понять, что нам здесь нужно построить, если мы желаем находиться в равных условиях с другими странами», сказал он.

Если Грузия станет страной-хозяйкой Олимпиады, это даст надежду другим развивающимся странам, которые считают сегодня, что «Олимпийские игры проводят только развитые страны», заметил Паата Нацулишвили, менеджер Боржомского проекта.

Если не считать «Казбеги» и резкого увеличения спроса на гостиничную собственность, перемен пока не видно ни в Боржоми, ни в Бакуриани, где наблюдаются общие для всей сельской Грузии проблемы - нестабильное электроснабжение, старые дороги и слабые возможности для телекоммуникаций и коммерции. Тем не менее мэр Бакуриани Валико Амбрамашвили настроен оптимистически, считая, что к 2014 г. все можно успеть.

«В Бакуриани проводилось множество чемпионатов, сюда приезжают туристы. У нас много трамплинов и лыжных трасс и имеются всевозможные службы для проведения здесь Олимпийских игр», сказал он. «Нам просто надо приложить к этому руки, и все будет готово для проведения Олимпиады».
Previous post Next post
Up