К Международному дню художника
Кто не слышал о Василии Андреевиче Жуковском, русском поэте, авторе «Светланы» и «Ундины», друге и наперснике Пушкина? Все слышали.
Гораздо менее известен Жуковский как учитель и наставник императрицы Александры Федоровны, а затем и ее сына цесаревича Александра Николаевича. Но еще меньше сведений о Жуковском-художнике.
В то же время сохранились его многочисленные рисунки, а в музее В. А. Тропинина в Москве можно увидеть картину В. А. Жуковского «Пейзаж с замком». Впервые выставка рисунков и полотен Жуковского была организована во время празднования 100-летия со дня рождения поэта, в 1883 году.
В. А. Жуковский «Пейзаж с замком»
По рисункам Жуковского можно понять, что вдохновляло поэта, чем он жил. Пейзажи окрестностей села Мишенское - серия зарисовок родных мест - занимают в списке произведений поэта-художника особое место.
Беседка у ключа в Мишенском. Офорт В. А. Жуковского
Родился Жуковский в селе Мишенское Тульской губернии при нестандартных обстоятельствах. Андрей Жуковский - имя приемного отца, настоящим же был помещик Афанасий Бунин.
Мишенское. Вид с луга на гору. Рисунок В.А.Жуковского
Матерью поэта была турчанка Сальха, которая попала в наложницы после русско-турецкой войны. Так и воспитывался Василий в помещичьей усадьбе двумя отцами и двумя матерями.
Учился Жуковский в Благородном пансионе при Московском университете (1797- 1801). Именно в это время начал писать стихи и заниматься рисованием и живописью.
Любовь к рисованию вызвала интерес и к граверному делу, к освоению которого он подошел вполне профессионально.
Вид от усадьбы А.П.Киреевской (Елагиной) на село Долбино. Рисунок В. А. Жуковского
Но пробуждение настоящего интереса к рисованию сам Жуковский связывал с первой поездкой за границу в 1821 году:
«…самая лучшая пора ее [жизни] есть 1821 год. Я пространствовал по Европе: провел веселые полгода в Берлине, потом видел часть Германии, прелестный Дрезден и его живописные окрестности, обошел пешком Швейцарию, прошел через С.-Готар в Италию, был в Милане, - плавал по Lago Maggiore, любовался Барромейскими островами: через Симплон и Валлис прошел к подошве Montblanc; видел великолепие и прелесть природы на берегах восхитительных Швейцарских озер; плавал по Рейну, любовался его великолепным водопадом, его замками, его богатыми виноградниками - все это оставило на душе то волнение, какое оставляет быстрый сон, исчезающий в минуту удовлетворения. Не описываю вам подробностей, - может быть, вы будете иметь их печатные. Путешествие сделало меня и рисовальщиком - я нарисовал au trait около 80 видов, которые сам выгравировал так же au trait», - так писал поэт 11 января 1823 года своей племяннице А. П. Зонтаг.
В. А. Жуковский. «Кладбище в Виндзоре». Иллюстрация к элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Литография. 1839.
Среди рисунков поэта привлекают к себе внимание портреты М. А. Протасовой. В юную племянницу Машу Протасову, дочь младшей сводной сестры, поэт был влюблен долгие годы, но сестра, женщина властная и суровая, со строгими представлениями о религиозных и нравственных принципах, отказала сводному брату возмущенно и решительно.
И хотя влюбленный Жуковский создал множество поэтических произведений-посвящений Маше, сердце его так и осталось разбитым.
Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу - в их чертах
Одну тебя воображаю.
Беру перо - им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить - одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.
В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать мечтаю;
Твой образ, забываясь сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со мной во сне не расстается;
Проснусь - и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснется.
Ах! мне ль разлуку знать с тобой?
Ты всюду спутник мой незримый;
Молчишь - мне взор понятен твой,
Для всех других неизъяснимый;
Я в сердце твой приемлю глас;
Я пью любовь в твоем дыханье…
Восторги, кто постигнет вас,
Тебя, души очарованье?
Тобой и для одной тебя
Живу и жизнью наслаждаюсь;
Тобою чувствую себя;
В тебе природе удивляюсь.
И с чем мне жребий мой сравнить?
Чeгo желать в толь сладкой доле?
Любовь мне жизнь - ах! я любить
Еще стократ желал бы боле.
(1808)
1. Маша Протасова в 1811 году. Рисунок В. А. Жуковского. и 2. Портрет Василия Жуковского работы А. Маньяни.
Лишь на склоне лет Василий Андреевич женился на Елизавете Рейтерн, молоденькой дочери своего друга-художника. А до тех пор колесил по России и Европе, любуясь холмами, озерами и величественными замками и доверяя свои чувства бумаге и холсту. В 1841 году он уехал в Дюссельдорф, чтобы жениться ... и остался в Европе навсегда.
Рисунок В.А.Жуковского из альбома 1841-1849 годов
Рисунок В. А, Жуковского
Художественное наследие Жуковского насчитывает примерно 2 000 произведений, хранящихся в фондах музеев и библиотек, в архивах и частных коллекциях. Большую часть его составляют путевые альбомы с множеством очерковых рисунков карандашом и тушью, встречаются также произведения печатной и книжной графики, работы, исполненные акварелью и гуашью, несколько живописных полотен. Чаще всего это панорамные пейзажи с видами городов, горными и сельскими ландшафтами, разного рода архитектурные памятники, с которыми Жуковский познакомился во время многочисленных путешествий по Европе и России в 1821 - 1852 гг.. К этому же периоду относятся его многочисленные путевые альбомы.
Рисунок В. А, Жуковского
Значительно реже в художественном наследии поэта встречаются портреты, жанровые сцены, интерьеры, рисунки-фантазии, виньетки, шаржи и карикатуры. Большинство рисунков Жуковского представляют собой натурные зарисовки в брошюрованных альбомах или на отдельных листах.
На основе некоторых из них Жуковский впоследствии создавал отдельные листы или серии офортов, с которыми он знакомил любителей изящных искусств и преподносил своим друзьям в качестве подарков.
Интересно, что в ряде случаев, между наброском с натуры и его повторением или офортом с него проходили годы.
1. Павловск. Ворота в парк. Рисунок В. А. Жуковского и 2. Иллюстрация из книги П. Шторха «Путеводитель по саду и городу Павловску с двенадцатью видами, рисованными с натуры В. А. Жуковским и планом, сделанным в чертежной Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Павловича» (1843).
Сравнивая эти произведения, можно проследить развитие замысла автора, его путь от натурного рисунка к законченному произведению.
Poll #наулицезима
Learnoff в:
Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт