Что скажет Еврипид?

Sep 23, 2020 12:32





Еврипид (480/486 - 406 до н.э.)

По самой распространенной версии, Еврипид, один из величайших драматургов античности, родился именно 23 сентября 480 года до нашей эры, в день победы греков над персами в Саламинском сражении. Ровно 2 500 лет назад.

Легенда это или нет - неважно. Важно, что человек и человечество за два с половиной тысячелетия нисколько не изменились. Подборка цитат из произведений великого античного трагика - еще одно тому свидетельство.


«Медея»

О Зевс, о бог, коль ты для злата мог
Поддельного открыть приметы людям,
Так отчего ж не выжег ты клейма
На подлеце, чтобы в глаза бросалось?..



Женщина, прядущая шерсть, с зеркалом, изображение на лекитосе (фляге для масла), ок. 480-470 гг. до н. э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Ведь если ты невежд чему-нибудь,
Хоть мудрому, но новому, обучишь,
Готовься между них не мудрецом
Прослыть, а тунеядцем.



Сцена на кратере (сосуде для смешивания вина и воды): Дочь престарелого Пелия ведет его к котлу, в котором Медея варит барана, возвращая ему молодость. Мстительница Медея стоит справа от котла; ок. 470 г. до н. э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Всегда я думал: жизнь людская - тень;
И говорю я смело: кто в науке
И в красноречье первыми слывут,
Те, может быть, безумьем наибольшим
Ослеплены: нет счастья на земле;
Приятной жизнь богатство может сделать,
Счастливою не сделает ничто!

«Ипполит»

Жизнь человека - лишь мука сплошная,
Где цепи мы носим трудов и болезней.



Кифаред на аверсе амфоры - шедевр древнегреческой вазописи, приписываемый берлинскому вазописцу; ок. 490 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Два голоса пускай бы человек
Имел - один, особенный, для правды,
Другой - какой угодно. Ведь тогда
Разоблачить всегда бы ложь могли мы,
Игралищем людей не становясь.



Сцена на аверсе ноланской амфоры: юноша с копьем, преследующий женщину (предположительно Тесей); ок. 440 - 430 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Неправая из дела вышла чистой,
А чистого и правда не спасла.

«Ифигения в Авлиде»

А я скажу и без гаданий: если
Ты женишься, то выбирай жену
И верную и добрую, чтоб дома
Сидела... - или вовсе не женись.



Сцена с изображением свадебного шествия с лутрофора (сосуда для омовений), 450-425 г. до н.э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Правды же свет
Нам сияет, как солнце.
Только и правде в сердцах у нас
Не просиять без учения.



Сцена на аверсе амфоры: Аполлон и Артемида у алтаря; ок. 490 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Стоящий наверху стыдится слез:
Они его бесчестят... Гордость правит
Царями, а посмотришь - так они
Рабы своей же черни.



Сцена на аверсе ноланской амфоры: Аякс захватывает Кассандру во время разграбления Трои; ок. 450 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Нам честного лишь время обнаружит, -
Довольно дня, чтоб подлого узнать.

«Ифигения в Тавриде»

Какая это истина, подруги,
Теперь я поняла, что, кто несчастен,
К счастливому всегда жесток, ему
За прошлые свои он слезы платит...



Сцена с изображением свадебного шествия с лебес-гамикоса (дарственного сосуда), конец V - начало IV в. до н.э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Что ж я скажу еще: вот разве только
Что бедствия царей кругами в мире
Расходятся широко, и кого,
Кого они при этом не заденут!

«Просительницы»

Власть одного есть худшее из зол
Для города. Бессильны и законы
В такой стране, где царствует тиран
И где закон есть воля.

«Вакханки»

Если мудрый человек выбирает для своей речи достойный предмет, то
красота ее не должна возбуждать неудовольствие. У тебя же язык вращается легко, точно у благоразумного, но в речах твоих разума нет; а такой человек - смелый и красноречивый, но лишенный ума, - бывает вредным гражданином.



Сцена с аверса амфоры: женщина, совершающая возлияние Афине; ок. 460 - 450 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Унаследованные от отцов заповеди, столь же древние, как и само время - никакой ум не в состоянии их низвергнуть, никакая мудрость, будь она даже найдена в сокровеннейшей глуби человеческой души.



Сенца с аверса амфоры: Дионис и менады у алтаря; ок. 460 - 450 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ты не знаешь, чего хочешь; не знаешь, что делаешь; не знаешь, что такое
ты сам.

«Гекуба»

Свободы нет меж смертными: один
Богатства раб, а тот - судьбы, иному
Кладёт предел толпа его сограждан,
Тем письмена законов не велят
Так поступать, как хочет их природа.



Сцена с аверса амфоры: битва эллина с персидским лучником; ок. 480 - 470 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Был истинно достоин Ахиллес,
И умер он прекрасно за Элладу.
Так не позорно ль было бы ему
При жизни льстить, как другу, а едва лишь
Глаза закрыть успел - из счета вон.
Ведь этак-то, случись опять созыв
Военных сил, гляди в глаза сраженье,
Пожалуй и задумается кто,
Увидевши, какой почет убитым, -
Уж выступать ли, полно, поберечь
Не лучше ль жизнь?

«Электра»

Узнай поди, какая кровь течет
У человека в жилах, разберись
В сердцах людей, средь этой ткани пестрой:
В семье вельмож растет негодный сын,
И добрые у злых выходят дети.
Богач в душе пустыню обнажит,
А светлый ум под рубищем таится.
Чего-чего не наглядишься. Где ж
И в чем искать мерила? Если в деньгах -
Обманешься... И в бедности - загон:
Нужда - плохой учитель. Средь военных?
Но кто ж оценит доблесть их в бою?
Свидетели там разве есть? Не проще ль
Игру судьбы признать и покориться...



Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

история, искусство, пьесы, литература, театр, образование, мифология, всемирная история, календарь, драматургия, зарубежная литература, общество, цитаты, культура, гении и злодеи, персоналии, история литературы

Previous post Next post
Up