Знаменитые рок-фотографы о фотоискусстве, о мире рок-музыки и о себе в этом мире.
Дебби Харри, 1978 (photo © Janet Macoska)
Искусство рок-фотографии: увидеть, чтобы услышать (Часть 1) Итак, часть 2. Как сказался на творчестве легенд рок-фотографии цифровой XXI век? Продолжаем разговор для #92днялета
Джанет Макоска: пока горит свеча
Вот уже 46 лет кливлендский фотограф Джанет Макоска (род. 1954) не выпускает из рук фотоаппарат. Её приглашали работать и в Нью-Йорк, и в Лос-Анджелес, и в Лондон, но, верная принципу «где родился - там и пригодился», уроженка Огайо не собиралась и не собирается покидать родной штат. Зачем, если именно в Кливленде находится Зал славы рок-н-ролла? Ведь это значит, что ни одна идущая на подъём группа, и ни одна звезда мирового уровня не проедет «мимо дома с песнями».
Джанет заботит другое:
Джанет Макоска и Элис Купер
Около 10 лет назад я начала размышлять о том, как монетизировать свой обширный архив. Убиться можно, как невероятно сложно это сделать. Зал славы рок-н-ролла, Смитсоновский институт и практически любой другой музей или учебное заведение, куда можно передать работы на условиях сохранения авторского права, готовы забрать их бесплатно, и даже в этом случае существует достаточное количество юридических препон, преодолевая которые, вы пупок себе надорвёте. Я задумывалась о продаже архива; и тоже зашла в тупик. Оптимальный для меня вариант - меценат или его семья покупают мой архив и жертвуют его от своего имени в Зал славы рок-н-ролла. Но как это провернуть, я не знаю. У меня нет НИКАКИХ связей в высшем эшелоне. А мне всего лишь нужно немного денег, чтобы спокойно прожить остаток дней, и ещё немного денег на нужды животных, которых я содержу. Чего уж проще? (из
Фейсбука Джанет).
До того Джанет тоже не сидела сложа руки. С 2003 по 2016 гг. её выставка It's ALWAYS Rock and Roll объехала все Штаты и была представлена в Европе. В 2015 году Макоска выпустила книгу-альбом All Access Cleveland с 340 фото звёзд рок-сцены первой величины, готовится к выходу ещё одна книга...
Дэвид Боуи, 1983 (photo © Janet Macoska)
Портрет её работы Дэвид Боуи хранил в своем кабинете, портрет Пола Маккартни включила в свою постоянную экспозицию Национальная портретная галерея в Лондоне, фотографии Джанет Макоски до сих пор широко используются в рок-изданиях и рекламе.
Джон Бон Джови, 1985 (photo © Janet Macoska)
На волне популярности фильма «Богемская рапсодия» Джанет попыталась продвинуть проект широкоформатных фото на холсте и постеров Queen в оригинальном оформлении, подчеркивающим магнетизм группы и энергетику Фредди. Но и этот проект не принёс особых дивидендов.
Фредди Мерькюри в Richfield Coliseum, Кливленд, 27 ноября 1977 года (photo © Janet Macoska)
Что же пошло не так? Джанет считает, что
Фотография как искусство достигла критической точки в своём развитии. Я считаю, что вам не нужна крутая камера, и достаточно телефона, чтобы сделать отличные фото. Но такая простота - хуже воровства, она создала уверенность в том, что селфи - единственный достойный повод сфотографироваться. Но селфи вы вряд ли будете распечатывать, чтобы повесить на стену и любоваться ими. (из интервью изданию
1xRun).
Доходит до смешного... или абсурда:
Джанет Макоска с табличкой из Hard Rock Rocksino
ПОБЕДА! Вы все знаете, что Hard Rock Rocksino (в Огайо - прим.) стало собственностью MGM. Поэтому часть их истории ... и часть моей ... исчезла. Мемориальные доски с артефактами и моя коллекция фотографий в кафе ушли с аукциона. Я не знала об этом. Мой друг Дейв Аддлман спас для меня эту табличку. Я разрыдалась от такой доброты. Приятно сознавать, что есть друзья, на которых можно положиться. Мои фотографии вернулись к Hard Rock Corp. (из
Фейсбука Джанет)
Пока что Джанет приходится продавать свои фото по отдельности через соцсети, сайт и галереи. По её словам, «наиболее востребован Дэвид Боуи». Но сдаваться она не собирается, и в этом ей помогает... конечно, музыка:
Как фотограф, который работает в музыкальном бизнесе, я всегда слушаю музыку, это вдохновляет меня и доставляет удовольствие каждый день моей жизни. Когда готовлюсь сфотографировать кого-то, слушаю их музыку. Когда обрабатываю чьи-то изображения, слушаю их музыку. Когда сканирую старые негативы, я слушаю музыку именно этого артиста. И единственное, о чём я жалею по-настоящему - мне так и не удалось сфотографировать Элвиса. (из интервью изданию
1xRun).
Стив Джостер: осколки прошлого
Ангус Янг, Лондон, 1978 (photo © Steve Joester)
Стив Джостер - британский рок-фотограф, а теперь и фотохудожник, работающий в смешанной технике.
Стив Джостер
В настоящее время живёт и работает в Нью-Йорке. На его решение стать фотографом повлиял фильм Микеланджело Антониони BlowUp («Фотоувеличение»).
Дэвид Хеммингс сделал так, чтобы это выглядело круче некуда. (здесь и далее из
интервью SagharborExpress)
Так отзывается Джостер об актёре в фильме, сюжет которого завязан на истории фэшн-фотографа, который, возможно, запечатлел убийство на одной из своих фотографий. Фильм основан на биографии Дэвида Бэйли, фотографа, который снимал Лондон 1960-х, якобы кишащий молодежной культурой...
И тут я подумал: «Ух ты, да ведь этим можно зарабатывать на жизнь!»
Роджер Уотерс, 1977 (photo © Steve Joester)
Если «герой его романа» Дэвид Бэйли работал в основном на индустрию моды и занимался портретными фото, то Джостер обнаружил, что его больше всего интересует музыка.
Я взял камеру, поехал в Лондон и просто начал снимать.
Энни Леннокс, 1980 (photo © Steve Joester)
В то время лондонская музыкальная сцена всё ещё была довольно унылой.
Приходилось как-то перебиваться; было не так много изданий, которые брали фото для публикации. Рулили Melody Maker и New Music Express, и если ваше фото публиковали в одной из этих газет, считай, его видели все.
Keith Snow Storm (© Steve Joester)
Всё произошло стремительно. Следующее десятилетие Стив провёл в студиях, на гастролях и в самых разных местах, без устали снимая, заводя друзей и живя жизнью рок-н-ролла и всего того, что в нём происходило.
Чтобы делать зачётные снимки, я пристально следил за музыкой. Я смотрел все шоу подряд через видоискатель ради того чтобы успеть поймать особенные моменты. А вообще странное было времечко. У вас было 20 часов скуки и четыре часа безумия, опасная комбинация. Если у вас есть доступ ко всему, что вы ни пожелаете, это может привести к неприятностям.
За годы работы он собрал поразительный фотоархив с суперзвездами, снятыми в расцвете сил. Среди них стоит назвать Нила Янга, Боба Марли, Фредди Меркьюри, Стинга, Дебби Харри, Мика Джаггера, Кита Ричардса, KISS, Thin Lizzy, Sex Pistols, AC/DC и Judas Priest.
AC/DC, Лондон, 1978 (photo © Steve Joester)
Мне нравилось снимать их только на лайвах. Когда вы встречаете звёзд в обычной обстановке, они не так интересны, но когда они выходят на сцену, они завораживают.
Нил Янг, Hammersmith Odeon London, 1976 (photo © Steve Joester)
Но через 10 лет всё было кончено.
Эта поначалу небольшая тусовка разрослась довольно быстро. Пришёл мерчендайзинг, заявился менеджмент, и ценность имиджа сильно повысилась. Затем появились контракты, в которых говорилось, что вы должны отказаться от авторских прав. Вот тогда я ушёл. Сохраняя права на свои изображения до этого момента, я не был готов передать их в обмен на выбор только пары фотографий для публикации или хранения для других целей. Это стало совершенно другим бизнесом.
Стинг, Нью-Йорк, 1982 (photo © Steve Joester)
Затем он занялся рекламой. В то время, по его словам,
это было прикольно, было много творчества, отличных кампаний, которые были неполиткорректными и шокирующими.
Он пробыл в рекламе около 12 лет, но потерял интерес к ней после того, как всё пошло по кругу, только в лайт-версиях. Вскоре после этого он вернулся к своему архиву:
Я вернулся к своим ящикам. Я понял, что из этого можно кое-что сделать.
Pink Floyd, 1977 (photo © Steve Joester)
Непроданные авторские права прожигали ему карман, но дали ему карт-бланш на использование фото.
Мне просто нужно было время, чтобы понять, как именно всё провернуть.
Sid 2 (© Steve Joester)
Он решил использовать их для коллажей, представляющих собой смесь поп-арта и уличного искусства, позаимствовав идеи у таких икон поп-арта, как Кит Харинг и Энди Уорхол. С Уорхолом Стив познакомился за кулисами концерта Judas Priest.
Judas Priest, Нью-Йорк, 1979 (photo © Steve Joester)
Голова-одуванчик Энди маячила за кулисами, и я сказал: «Эй, заходи. Хочу щёлкнуть тебя пару раз». Он одолжил наручники у солиста Роба Хэлфорда и приковал Энди сначала к батарее, а потом и к самому Хэлфорду. Энди это понравилось; он решил, что это круто, но я всё это время думал: «Какого чёрта он делает на концерте Judas Priest?
Энди Уорхол и Judas Priest, Техас, 1981 (photo © Steve Joester)
Стив обращает внимание, что в своих коллажах он просто пытается воссоздать лихорадку и накал 1970-х:
С заказами творилось полное безумие, вы должны были быть готовы к съёмкам в любой момент, где бы вы ни находились. А находиться вы могли где угодно. Но стук в дверь - и вот вы уже в автобусе, едете на шоу или гастроли. Хотя вообще-то я счастливчик, переживший золотой век. Прочим приходится довольствоваться каноничными фото, по которым вряд ли можно составить представление, на что было похоже то время.
Нил Злозовер: вечеринка ещё не окончена
Van Halen, 1979 (photo © Neil Zlozover)
Нил Злозовер начал свою карьеру еще в 1960-е годы и до сих пор в деле. Живёт в Лос- Анджелесе. За последние 50 лет работал с The Rolling Stones и Led Zeppelin, Van Halen и Guns N Roses, Дэвидом Боуи, AC/DC, Mötley Crüe, Poison, Фрэнком Заппой, Томом Уэйтсом и многими другими музыкантами.
Нил Злозовер
Впервые я попал на концерт в 13 лет, это были Cream. В то время я фанател от Rolling Stones и ходил с моим другом на Голливудский бульвар, покупал их фотки размером 8 × 10 , а потом возвращался в свою комнату и лепил их на стену. Уже потом, в 1969 году, отправляясь на шоу, я начал брать с собой камеру, тогда это было возможно, потому что у групп не было крутых вышибал и тому подобных вещей. Поэтому я начал снимать The Stones, The Who, Led Zeppelin и Canned Heat, вернувшись домой, я распечатывал фото и вешал их на стену, потому что я был фанатом... (здесь и далее цитаты из статьи
сообщества Brian May).
Led Zeppelin, Лос-Анджелес, 1975 (photo © Neil Zlozover)
Я планировал пойти в школу при Arts Centre College, чтобы брать уроки фотографии после окончания средней школы. Но знаете, изначально я никогда не планировал быть рок-фотографом и снимать рок-группы ради заработка. Но потом, когда начал учиться, мне стали названивать из офисов лейблов и спрашивали: «Сможете снять Earth Wind & fire, сможете снять это, сможете ли снять то?» Так что мне-таки пришлось принять решение... Поэтому я решил забить на учёбу и выбрал реальный жизненный опыт, который получаю до сих пор. Так что, наверное, именно в тот момент я решил стать рок-фотографом!
Devo, 1980 (photo © Neil Zlozover)
Прежде всего отношения должны строиться на доверии. Если вы фотограф и идете на встречу с Никки Сиксом, а на вас костюм и галстук, очёчки от Декстера, аккуратная стрижка ... и как это сработает? Посмотрите на меня, я люблю слушать музыку, я рок-н-ролльный фотограф. Если бы меня спросили: «Нил, если бы тебе пришлось выбирать: бросить слушать музыку или остаться фотографом, что бы ты выбрал?» Ну, я бы отказался от фотографии, поскольку не могу жить без музыки. Когда фотографирую всех этих парней, мотаю головой и двигаюсь в такт, и знаю, как предугадать их движения и т. п. Так что можно сказать, что я живу их жизнью, мне нравятся те же вещи, что и рок-музыкантам. Наверное, я просто вписался.
Mötley Crüe, 1984 (photo © Neil Zlozover)
Один парень как-то спросил: «Эй, Нил, когда ты избавишься от всего этого старого хлама и купишь новые камеры?» Я просто взглянул на него и ответил: «Хорошая техника ещё не делает тебя фотографом».
Фрэнк Заппа, 1976 (photo © Neil Zlozover)
Но сейчас профи не нужны. Достаточно любителей, которые проводят дни напролёт, пытаясь замазать ошибки в фотошопе. Одна из причин, по которой я продержался так долго - я обращаю внимание на мелочи. Когда клиент получает мои фотографии, на них практически нечего исправлять.
Нил Престон: это канон
Мало кому удалось запечатлеть стольких легендарных музыкантов, как американскому фотографу и фотожурналисту Нилу Престону (род. 1952).
Нил Престон
На протяжении своей почти полувековой карьеры уроженец Нью-Йорка, фотограф-самоучка, стал свидетелем подъёма и расцвета музыкальной культуры рок-н-ролла. Он снимал Led Zeppelin в качестве их единственного тур-фотографа, путешествовал с Queen и был задействован Бобом Гелдофом на знаменитом фестивале 1985 года
Live Aid. Коллекция Нила Престона насчитывает свыше миллиона отпечатков.
К тому времени, когда я окончил среднюю школу, я уже работал в бизнесе в течение полутора лет или около того. Это было в 1970 году. Боже, как же я стар! (здесь и далее фрагменты интервью из статьи
«Нил Престон: Карнавал с Queen».
Дженис Джоплин, 1970 (photo © Neil Preston)
В 1971 году я переехал в Лос-Анджелес, который тогда был центром всего музыкального бизнеса, с тех пор живу здесь. Это произошло само собой, без особых усилий с моей стороны.
Роберт Плант, Сан-Франциско, 1973 (photo © Neil Preston)
Если у вас нет таланта, вы не получите работу. Но я думаю, что другие вещи не менее важны. Вы должны знать, как вести себя, вы должны понимать, когда держать рот на замке. Нельзя вести себя так, будто ты - пятый член группы, иначе тебя очень быстро уволят. Это просто здравый смысл. Но я был так молод, что даже не задумывался об этом. Это была очень, очень, очень важная работа, но это была работа.
Queen: бэкстейдж на Morumbi Stadium, Сан-Паулу, Бразилия, 20-21 марта 1981 года (photo © Neil Preston)
В 1981 году Queen пригласили меня поработать,чтобы задокументировать их южноамериканский тур. Мне было около тридцати, мы были почти ровесники. С одной стороны это было очередное путешествие, но с другой стороны, эта работа была особенной. Я всегда был близок к группе и их команде, и мы все вместе покорили эту вершину в 1981 году. Группа завоевала Бразилию, Аргентину, фанаты смотрели на группу - и на всех нас - как на The Beatles.
Queen в Аргентине, 1981 (photo © Neil Preston)
Это был самый сложный, но в то же время самый креативный тур в моей жизни. В Бразилии шоу охраняли солдаты при полном вооружении, которые вытащили пулемёты на сцену на всех площадках. В Аргентине некоторые из наших сотрудников службы безопасности, по слухам, были частью Отряда Смерти. Да ещё СМИ преследовали нас день и ночь, они были просто безжалостны!
Фредди Меркьюри на Wembley Stadium, июль 1986 (photo © Neil Preston)
Как получился этот каноничный снимок Фредди на стадионе Wembley? Это было самое начало шоу. Первая песня. Позже я понял, что это был третий кадр, который я сделал. В тот момент я не думал: «О, у меня есть каноничное фото!» Я продолжал работать и проявил плёнку только на следующий день. Любой фотограф, который спустя десять минут после съемки скажет вам, что у него получилась знаковая фотография - просто не имеет об этом никакого представления и никогда не снимал подобных фото. Для этого нужно время и понимание жизни.
Боб Марли, Лос-Анджелес, 1979 (photo © Neil Preston)
Там, в оригинальном кадре с Бобом Марли, есть фоновый певец, который испортил кадр. Его пришлось убрать ... Я получил отличное фото, но я не говорил об этом практически никому. Я чувствую сильный образ, но не люблю убирать что-либо из фотографии без крайней необходимости.
Оззи и Шэрон Осборн, 1982 (photo © Neil Preston)
Никто никогда не задумывается о постоянных дедлайнах, перемещениях, давлении и каких-либо других выбоинах на дороге (буквально и образно). Провести всю жизнь, тесно работая с рок-группами - кажется, словно это сон какой-то! По крайней мере, большую часть времени. Думаешь, у меня лучшая работа на свете? Погоди, приятель…
Hilton Hotel, Сан-Франциско, 1988 (photo © Neil Preston)
Это не разгромленный гостиничный номер! Это мой передвижной офис... Вы можете видеть подносы, упаковки Kodak и Fuji, пленку, стробоскопы, кабели, чехлы для оборудования - я уверен, что в пепельнице найдется пара тараканов. Но для меня это было нормально.
Рэй Чарльз, 1981 (photo © Neil Preston)
До сих пор я всё еще использую плёнку, если это возможно. Вероятно, 50 на 50, плёнку и цифру. Единственные причины, по которым я беру в руки цифровую камеру - если клиент требует или когда сроки поджимают. Я предпочитаю плёнку, мне нравится, как это выглядит, я предпочитаю процесс работы с пленкой, я думаю, что цифровые камеры - это инструмент, который можно использовать, когда вам это нужно, как правило, для скорости.
Дэвид Боуи, 1973 (photo © Neil Preston)
Снимать лайвы вообще нелегко. Лишь немногие фотографы в этом поднаторели. Однажды я обнаружил, что у меня это хорошо получается, потому что это в моей природе. Как я уже говорил, этому нельзя научить, и ты не сможешь этому научиться. Просто делай это. Могу дать только один рецепт: один процент - мастерство, один процент - любовь к музыке, один процент - любовь к театральности, один процент - поклонение кумиру, один процент - умение выбрать момент и 95 процентов - интуиция.
Kiss, 1976 (photo © Neil Preston)
Когда ты снимаешь так много, сколько я, и так же плодовит, как и я, рано или поздно ты сфотографируешь кого-то, кто тебе безразличен. Это математика ситуации. Если вопрос в том, кто был хуже и кто был моим любимчиком - это другой вопрос. Не все такие замечательные. Но не все такие уж придурки.
За помощь в создании и подготовке поста особая благодарность нашему редактору Александре Натальчук и
Aleksandrina Nn, администратору сообщества
Brian May.
Learnoff в:
Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт