Знаменитые рок-фотографы о фотоискусстве, о мире рок-музыки и о себе в этом мире.
Роберт Плант, Нью-Йорк, 1975 (photo © Bob Gruen)
Их находками до сих пользуются фотографы и кинематографисты по всему миру. Но «золотой век» рок-фотографии, кажется, уже ушёл вслед за «золотым» и «серебряным» веком рок-н-ролла... Впрочем, легенды рок-фото сами всё расскажут для #92днялета
Терри О'Нил: зима патриарха
The Beatles на заднем дворе Abbey Road, 1963 (photo © Terry O'Neill)
В ноябре 2019 года ушёл из жизни легендарный британский фотограф Терри О'Нилл (1938 - 2019), прославившийся благодаря работе со знаменитыми музыкантами и актёрами еще в 1960-е годы.
The Rolling Stones, 1963 (photo © Terry O'Neill)
О’Нилл
одним из первых начал снимать музыкальные группы. Именно он сделал первые официальные фотографии The Beatles и The Rolling Stones. Более сорока лет Терри проработал с Элтоном Джоном.
Элтон Джон на Dodger Stadium, Лос-Анджелес, 1975 (photo © Terry O'Neill)
Героями его 35-миллиметрового объектива были The Who, Род Стюарт, Бриджит Бардо, Фрэнк Синатра, Дэвид Боуи, Одри Хэпберн, Элвис Пресли и многие другие. Терри сотрудничал с такими журналами, как Rolling Stone, Paris Match, Vogue, Life и Look.
'Who Are You', Shepperton Studios, 1978 (photo © Terry O'Neill)
В 2011 году О’Нилл был награждён медалью, посвящённой столетию Королевского фотографического общества. А в 2019-м он получил титул командора ордена Британской империи.
Боб Груэн: тот самый парень
Американец Боб Груэн (род. 1945) из тех людей, кто, работая исключительно с рок-звёздами, смог остаться в тени их славы. Наверное, потому, что он пришёл в этот бизнес раньше всех, и ему проще было оставаться объективным с объективом наперевес:
Боб Груэн
Когда я начинал, в середине 1960-х, не было такого слова «рок-фотограф». Не было и «музыкального фотографа». Был один парень Попси Рэндольф, роуди Бенни Гудмана, вполне способный, снимал нью-йоркские группы. Он был единственным, когда я начинал. Вообще за тем, как в рок-фотографию приходят новые люди, можно было наблюдать в реальном времени. В начале 1970-х был я и еще один парень, а затем возник ещё один парень. А потом - пара девушек. И всё больше и больше людей. До 1980-х годов фотографов набралось уже порядком, группы и их менеджмент стали контролировать фотографов, цензурировать изображения и выставлять лимиты на съемки. И всё стало совсем по-другому. Сейчас в колледжах есть курс рок-фотографии, что меня удивляет. Тогда это было неслыханно. (
Из интервью для NJArts)
В 1971 году Груэн стал личным фотографом и другом Джона и Йоко. В 1974 году он создал тот самый культовый фотосет с Джоном.
Я не могу вам рассказать, как подружиться с такими людьми, но со средней школы я дружил с артистами и музыкантами. Это просто образ жизни, к которому я стремился, и… я автоматически не становлюсь друзьями людей, которых фотографирую, но с некоторыми это получается. С Джоном и Йоко нас сблизило циничное чувство юмора. Им понравились мои фотографии. Мне понравилась их музыка и их дух, и особенно их преданность миру и любви. И, к счастью, я им тоже понравился.
Боб работал с Led Zeppelin, The Who, Rolling Stones, Дэвидом Боуи, Бобом Диланом, Тиной Тёрнер, Элтоном Джоном, Aerosmith, Kiss и Элисом Купером.
Элис Купер и Сальвадор Дали, Нью-Йорк, 1973 (photo © Bob Gruen)
Думаете, быть рок-фотографом «классической рок-эпохи» было настолько выгодно? Дружба с лучшими музыкантами мира, связи в шоу-бизнесе, свободный проход на концерты... На самом деле...
Я сидел на фрилансе … даже сейчас они не особо много платят за журнальные фото и даже оформление обложек дисков, если только специально не нанимают вас для обложек. И, к сожалению, у меня не было особого доступа к арт-директорам лейблов. В основном я работал с их пиар-службой, и это другой уровень ... звукозаписывающая компания платит только за несколько фотографий, которые точно будет использовать. Никаких тысяч баксов за обложки они не платят. Мне платили в районе 300 или 500 долларов. Кто-то вроде журнала Creem заплатил бы буквально 25 долларов за черно-белое изображение или 35 долларов - за цветное. Большинство журналов платили столько же, если не меньше. Так что каждый раз, когда я проходил бесплатно на концерт, это стоило мне около 200 долларов. Мне приходилось раскошеливаться на обработку пленки, изготовление отпечатков, а затем платить за пересылку их в Европу или ... перепродавать одно и то же изображение как минимум 4-5 раз только для того, чтобы оправдать затраты. А ведь ещё были расходы на жизнь, нужно было оплачивать квартиру, телефон, транспорт и отели.
Мик Джаггер и Кит Ричардс, Нью-Йорк, 1972 (photo © Bob Gruen)
Но, в конце концов, Бобу повезло:
Я был довольно общительным парнем и, к счастью, познакомился с людьми из европейских журналов и начал продавать свои фото немцам, французам, и особенно англичанам. И мне удалось познакомиться кое с кем из японского журнала, после чего я снял для них цветной фотосет. В Америке, кстати, цветные фото не публиковались. Большинство американских журналов, вплоть до середины 80-х годов, были черно-белыми. Люди этого не понимают. Сегодня вы считаете само собой разумеющимся, что в New York Times есть цветные картинки. Но всё случилось гораздо позже.
The Clash, 1979 (photo © Bob Gruen)
В 1977 году Боб был официальным фотографом американского тура Sex Pistols по протекции Лизы Робинсон, редактора журнала Rock Scene:
Она была обозревателем в New York Post, которая была синдицирована со 175 газетами, а также с британским NME. Но Rock Scene отличался тем, что был больше похож на фан-журнал, где мы печатали фотографии групп, которые нам нравились, а не группы по заказу звукозаписывающих компаний. Мы решили рассказать о Sex Pistols без прикрас: на сцене и за сценой. Однажды вечером я разговаривал по телефону с кем-то дома, в Бруклине, и они сказали, что на местной новостной станции прошёл сюжет о том, как Сид Вишез избил кого-то гитарой в Техасе. Помню, я ответил: «А разве это новость?» Находясь в гуще событий, я действительно до поры до времени не понимал, насколько это обескураживает других людей.
Сид Вишез с фанатками Хелен Киллер и Вив Альбертин, Техас, 1978 (photo © Bob Gruen)
После тура я приехал домой с десятками рулонов плёнки. Следующие три дня ушли на их обработку и печать. За окном выла метель. Наконец, у меня было достаточно фотографий, и я шёл по снегу до самого клуба CBGB, где уже сидел Джонни Роттен. По дороге домой он остановился в Нью-Йорке. И нам всем раздали футболки от Warner Bros. с надписью «Я пережил тур Sex Pistols». Джонни расстегнул рубашку и спросил: «Слышал новость, чувак?» И продолжил: «… но группа не пережила». Я спросил: «В смысле?» И он ответил: «Мы распались, чувак». Я переспросил: «Что?» Я надеялся сделать шести-восьмистраничные истории для журналов, которые превратились в некрологи размером с почтовую марку. И пока Гэри Олдман не снялся в «Сиде и Нэнси», фото так и валялись в нижнем ящике картотеки. И теперь, когда вы думаете о Сиде, на самом деле вы думаете о Гэри Олдмане.
Sex Pistols, Люксембург, 1977 (photo © Bob Gruen)
В 1989 году Боб Груэн задокументировал эпичное путешествие Оззи Осборна, Mötley Crüe и Bon Jovi в СССР на Moscow Music Peace Festival.
Photo © Bob Gruen
Сейчас Груэн продолжает работать, но уже в более спокойном режиме: выпускает фотокниги, организует выставки, снимает документальные фильмы и собирается открыть свой музей. Что дальше?
Жизнь покажет. У меня никогда не было чёткого плана.
Мик Рок: человек, который снял 1970-е
Знаменитый британский рок-фотограф Мик Рок (род. 1948) вообще не собирался связывать жизнь с шоу-бизнесом.
Мик Рок
Я и фотографом-то стал совершенно случайно. В конце шестидесятых меня пригласили сфотографировать какую-то лондонскую группу, потому что нужно было осветить это событие, а не к кому было обратиться. Я был очень молод, и мне было очень легко это сделать, хотя на этом я не особо заработал. (здесь и далее фрагменты
интервью изданию IndieRocks).
Но последующее десятилетие стало для Мика периодом большого творческого подъёма. Он оказался на одной волне с артистами, которые начали исследовать перформативную природу творчества; музыканты, молча играющие перед безмолвной аудиторией, уходили в прошлое.
Сид Барретт, Лондон, 1969 (photo © Mick Rock)
В начале 1970-х меня все чаще и чаще приглашали, чтобы снять шоу или придать творческую составляющую обложкам дисков. В 1971 году, когда я впервые столкнулся с Дэвидом Боуи, я сразу почувствовал необходимость связать его музыку с визуальными формами искусства.
Дэвид Боуи, 1972 (photo © Mick Rock)
Будто что-то щёлкнуло и заставило нас создавать не только фотографии, но и концептуализировать целые фотосеты, которые уже принадлежат к наследию Дэвида Боуи. Он был художником, который осмелился пересмотреть границы и связи искусства.
Дэвид Боуи в гримёрке, Абердин, Шотландия, 1973 (photo © Mick Rock)
Хотя сотрудничество с Дэвидом Боуи стало почти постоянным, в 1970-х Мик работал с десятками групп, фактически став фотолетописцем десятилетия, запечатлевшим важнейшие моменты в истории музыки.
В 1970-х рок-фотографии не принимались всерьёз, отчасти потому, что было мало специализированных музыкальных изданий. Я совершенно не собирался фотографировать музыкантов, чтобы жить, я был просто парнем, который их снимал, и когда я меньше всего об этом думал, я запечатлевал историю.
Queen II (album front cover, 1974; photo © Mick Rock)
Работа с такими артистами, как Боуи, Queen, Сид Барретт, Лу Рид, Игги Поп, Sex Pistols, The Ramones, Talking Heads, Roxy Music, Blondie, Mötley Crüe привела к новому взгляду на музыку, потому что, пока они играли, Мик Рок посвящал себя поиску именно тех моментов, когда визуальное искусство соприкасается с музыкой.
Игги Поп "Double Vision", 1972 (photo © Mick Rock)
Семидесятые годы были десятилетием, когда я позиционировал себя как признанного фотографа, и это было потому, что музыканты поняли, что моя работа выходит за рамки обычных съёмок. Для каждого из них у меня была отдельная концепция, и в этом была и есть отличительная черта моей работы.
Genesis, 1973 (photo © Mick Rock)
Однако он до сих пор считает, что лично для него истинное признание приходится не на семидесятые, а на следующее десятилетие, когда он становится иконой музыкальной фотографии.
Я не согласен с прозвищем «Человек, снявший 70-е» (The Man Who Shot the Seventies), скорее, я принадлежу 80-м, именно в течение этого десятилетия моя работа стала наиболее разнообразной и позволила мне развить музыкальный вкус, чтобы распознавать смысл различных художественных выражений. Это работа фотографа - создавать образ того, за кем он наблюдает, а не просто уметь запечатлеть момент.
Рон Паунолл: в нужное время в нужном месте
В 1968 году 20-летний Рон Паунолл устроился на летнюю работу фотографом в Chicago Tribune, и его первым заданием стала съёмка молодежных выступлений во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 года, направленных против войны во Вьетнаме.
Photo © Ron Pownall
А поутру он проснулся почти знаменитым... Но, как самому молодому сотруднику фотоотдела газеты...
... мне стали давать аккредитации на концерты звёзд, и только потому, что коллеги от них отказались - жёны, дети, всю ночь не потусуешься. Так мне удалось сначала отснять Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Джими Хендрикса и Cream, а потом и Джорджа Харрисона, Дэвида Боуи и Стиви Уандера. (здесь и далее фрагменты статьи и интервью из сообщества
QUEEN TIME).
Эрик Клэптон, Провиденс, 1974 (photo © Ron Pownall)
Но лучшее было по-прежнему впереди. Настоящим прорывом для Паунолла стал концерт Queen в Бостоне 29 января 1976 года. Местный промоутер попросил Рона сфотографировать группу во время шоу:
Queen только что выпустили Bohemian Rhapsody, прогремев на весь мир, все билеты были проданы, и мне пришлось доставать флаер по знакомству.
Фредди Меркьюри, Бостон, 1976 (photo © Ron Pownall)
Он отснял три рулона плёнки с первого ряда, отпечатал снимки и отправился в мюзик-холл накануне второго концерта, чтобы заключить сделку с менеджментом группы. Пошел ва-банк...
В те дни вы приходили домой, проявляли плёнку, к утру делали фото, а затем пытались их продать.
Фредди Меркьюри, Бостон, 1976 (photo © Ron Pownall)
Американский пресс-агент группы Дик Грант сразу срисовал болтавшегося за кулисами фотографа без аккредитации и вызвал охрану.
Он буквально выпихивал меня за дверь служебного входа, но я успел сказать: «Я отснял их на вчерашнем шоу. Можно показать вам фотографии?» И показал ему свои эмоциональные снимки 8x10 с Фредди Меркьюри и группой. Грант был впечатлён.
Фредди Меркьюри, Бостон, 1976 (photo © Ron Pownall)
Фото понравились всей команде Queen. Рона провели в оркестровую яму, чтобы он с удобной точки нащёлкал ещё кадров. Кадры получились отменными, и фотографу предложили отправиться с группой в Нью-Йорк, где Queen должны были дать три концерта в Beacon Theatre. Паунолл удачно отснял и их, и после того в течение 25 лет работал у Гранта, получив беспрепятственный доступ ко всем звёздам мировой величины.
Элтон Джон, 1976 (photo © Ron Pownall)
У Паунолла полно таких историй, когда он каким-то образом сумел оказаться в нужном месте в нужное время, хотя, конечно, ему все равно нужно было знать заранее, где находится правильное место.
Дэвид Боуи (photo © Ron Pownall)
Вот совет, который он дает студентам, когда его приглашают выступить с мастер-классом:
Удача действительно важна. Но что такое удача? Это точка пересечения способностей и возможностей.
Пол Маккартни (photo © Ron Pownall)
Показывая знаменитую фотографию Пола Маккартни, настраивающего свой бас, он вспоминает, как пробирался по стадиону во время саундчека:
Технически я не должен был там находиться, но сэр Пол увидел, как я петляю по трибунам, и пригласил меня спуститься на сцену.
Пол Наткин: ловец снов
Брайан Мэй, Чикаго, 1980 (photo © Paul Natkin)
Ещё один фотограф из Чикаго - Пол Наткин - начал карьеру в музыкальном бизнесе только в 1976 году.
Мой отец был известным фотографом, который бросил это занятие, чтобы создать семью и стать строительным подрядчиком. 1971 год был неудачным для строительного бизнеса, поэтому он искал что-то ещё. Он позвонил старым друзьям в фотобизнесе, чтобы спросить о работе. Одним из них был пиарщик Chicago Bulls, который нанял моего отца в качестве фотографа команды. Когда он вернулся домой после первой игры, которую он сфотографировал, преимущества этой работы, о которых он рассказал, были слишком большими, чтобы ими не соблазниться (бесплатная парковка, бесплатный проход и лучшие места на трибунах). В тот момент я решил стать спортивным фотографом! (
Пол Наткин)
Но всё переменилось, когда место спорта в душе молодого фотографа Пола Наткина заняла музыка.
Боб Марли, Чикаго, 1979 (photo © Paul Natkin)
Ещё в 1975 году я начал ходить на концерты и снимать музыкантов прямо на сцене. Выяснить,что зарабатывать на жизнь этим труднее, но благодаря настойчивости я нашёл заказчиков из журналов и газет и начал работать с рекламными отделами звукозаписывающих компаний.
Брюс Дикинсон, 1981 (photo © Paul Natkin)
В течение 1980-х Пол был постоянным автором Creem Magazine, наряду со многими другими музыкальными журналами (Rolling Stone, Circus, Hit Parader), а также многими популярными журналами, включая Newsweek, Time, People, Playboy, Ebony и Entertainment Weekly.
Кит Ричардс, Уэстон, Коннектикут, 1993 (photo © Paul Natkin)
Он также участвовал в оформлении обложек дисков, как на уровне крупных лейблов (Оззи Осборн, Аланис Мориссетт, Бадди Гай, Джонни Винтер), так и для инди-лейблов.
R.E.M., Афины, Джорджия, 1985 (photo © Paul Natkin)
Профессионализм проявляется тогда, когда вы делаете свою работу и никому не мешаете, никого не задеваете и относитесь к поклонникам с уважением. В этом-то и разница между артистом и рок-звездой. Я использую термин «рок-звезда» в уничижительном значении. Однако есть люди, которых можно назвать и артистами, и рок-звёздами.
Ронни Джеймс Дио, 1988 (photo © Paul Natkin)
Мои коллеги на каждом шоу делают сейчас тысячи снимков, а я снимаю пару сотен. Без ложной скромности я всегда улавливаю драматизм и страсть исполнителей, и всегда знаю, когда наступит тот самый, решающий момент. А способность запечатлеть решающий момент - в этом и есть разница между хорошим и великим фотографом.
Продолжение:
Искусство рок-фотографии: увидеть, чтобы услышать (Часть 2) За помощь в создании и подготовке поста особая благодарность нашему редактору Александре Натальчук и
Aleksandrina Nn, администратору сообщества
Brian May.
Learnoff в:
Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт