Именно такого гаджета нам и не хватало?..
Сексуальный подтекст или протест против технореволюции?
Телефоны, планшеты, ноутбуки, квадрокоптеры, умные часы и умные весы - зачем всё это нужно, когда в галерее Тейт экспонируется замечательная скульптурная композиция Сальвадора Дали «Телефон-омар» (1936)?
Это классический пример сюрреалистического объекта, созданного из сочетания предметов, которые в обычной жизни никак не связаны друг с другом. В результате их объединения получается нечто одновременно игривое и угрожающее. Дали полагал, что такие объекты смогут раскрыть тайные желания бессознательного.
Телефоны носили у Дали мощный танатологический подтекст. В той же галерее Тейт хранится его полотно 1938 года «Горное озеро» с телефонной трубкой на переднем плане. Отключённый телефон - символ Мюнхенских соглашений в сентябре 1938 года. Озеро, формой похожее на рыбу - ссылка на факт биографии Дали: его родители посетили это озеро после смерти первого сына, которого тоже звали Сальвадором (образ, который преследовал художника всю жизнь).
Омар чаще всего появлялся на рисунках и картинах, связанных с эротическим удовольствием и болью, для Дали вообще была характерна аналогия между едой и сексом. Так, для нью-йоркской Всемирной выставки 1939 года он создал мультимедийный проект The Dream of Venus: обнаженных моделей обрядили в «костюмы» из свежих морепродуктов, омары красовались на их гениталиях. Сам художник был в костюме водолаза.
Кстати, в «Телефоне-омаре» хвост гипсового ракообразного, где по природе расположены его половые органы, размещен точно над микрофоном трубки.
А как вообще появилась идея создания «Телефона-омара»?
В 1935 году журнал American Weekly заказал Дали серию рисунков, основанных на его впечатлениях о Нью-Йорке. Один рисунок получил заголовок «Нью-йоркские грёзы - омар вместо телефона».
Репринт 1975 года с автографом Дали
Годом позже появилась скульптура «Телефон-омар», включённая в цикл работ «Паранойя и война». В создании психоделического индустриально-продуктового шедевра принял участие Эдвард Джеймс, богатый британец, увлекавшийся сюрреализмом и поэзией. Одно время он спонсировал Дали и был его партнером в реализации нескольких проектов.
Всего существует 5 авторских копий «Телефона-омара» в исходной палитре (хранятся в различных музеях мира), и ещё 6 - цвета слоновой кости.
Для словаря Abrégé du Surréalisme Андре Бретона (1938) Дали проиллюстрировал статью Téléphone aphrodisiaque телефоном-омаром, над которым уже вьются мухи (что это как не предчувствие надвигающейся мировой войны?)
Аналогичный рисунок приведён и в «Тайной жизни Сальвадора Дали» (1942). Снабжен следующим программным заявлением мастера:
Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного омара, мне никогда не подают отварной телефон; а ещё не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлаждённым, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно тёплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом. Телефон «фраппе», мятный телефон, телефон-афродизиак, телефон-омар, телефон в соболях с рычажками, отороченными горностаем для сирен будуара, телефон-Эдгар По со спрятанной внутри дохлой крысой, телефон-Бёклин (художник-символист второй половины XIX века - прим.) в кипарисовом футляре (и с инкрустированной серебром аллегорией смерти на задниках), телефоны на поводке, которые смогут передвигаться, если их прикрутить к панцирю живых черепах ... телефоны ... телефоны ... телефоны ... телефоны...
По мысли мастера, пока этот мир переполнен техникой, в нём царит только Смерть.
Может, пора остановиться? #92днялета
Learnoff в:
Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт