Продолжаю
оперный марафон.
Очень стыдно, но я всё-таки это скажу. Советские композиторы писали мелодичные, в хорошем смысле слова народные произведения, которые побуждали приобщаться к большой классике все слои населения, только если над ними стоял кровавый цензор с плёткой, который все их выверты с переворотом глушил на корню. Что
Шостакович, что Прокофьев увлекались экспериментами в ущерб своим произведениям, а вот музыку для фильмов и песен писали чудную, которая сразу берёт за душу. Данную оперу я своим более-менее тренированным ухом выслушала с большим трудом, а если бы её слушал нормальный школьник, то получил бы травму на всю жизнь. В Кельне при постановке, кстати, её назвали "Кошмар Льва Толстого".
Итак, опера Сергея Прокофьева по роману Льва Толстого "Война и мир". Надеюсь, что сюжет знают все, тем не менее, вот
краткое содержание. В центре внимания - история Наташи и Андрея и Бородинская битва.
Click to view
Скажу честно, один из самых знаковых моментов - вальс Наташи и князя Андрея - мне понравился меньше, чем вальс из одноименного фильма Сергея Бондарчука
Сергей Прокофьев
Click to view
Вячеслав Овчинников
Click to view
Ну а для ознакомления предлагаю роскошную арию Кутузова, которую он поет перед сдачей Москвы "Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов...". Это самое классное исполнение из тех десятков, что выложены в сети.
Click to view
Тема Москвы проходит через всю оперу - Кутузов размышляет и страшится принятому тяжелому решению; фрагменты этой же арии поет умирающий Болконский, и эта же тема исполняется в финале огромным хором, славя победу над Наполеоном. При тусклом начале у оперы совершенно грандиозное завершение. Это не точка, это восклицательный знак. Очень красиво.
Блин, а может быть так автором и задумано было? Как будто разгорается пламя или из тонкого ручейка разливается огромная река, а обыденные события, личные судьбы и кажущиеся таким страшными волнения на любовном фронте становятся мелкими и незаметными, когда закручивается настоящая трагедия? А я, овца тупая, не поняла ничего...
Слушайте оперу, пусть даже Леанеска в ней совершенно не разбирается.