и вот еще, про "примитивную организацию", почему примитивность не очевидна. смотри, если есть ограничения - например, не использовать буква Ха, или (как у Довлатова к примеру) - чтобы слова в предложении не начинались с одной буквы, или вот стихи - чт обы соблюдался строй и ритм (в идеале и рифма) - с одной стороны - это ограничения, которые вроде бы обедняют количество возможных вариантов, с другой стороны, даже если не про литературу, а ваще - про мировую культуру, какие-то искусственные рамки - они наоборот, обогощают фантазию, ну типа, когда "Можно все" - ты используешь 7 красок спектра, когда тебе говорят, что вот краску номер 1, 3 и 5 брать нельзя, ты учишься - "смешивать краски". когда в еду годится все, то кухня приходит к примитивному - "мясо+картошка", когда накчинаются искусственные ограничения: "мясо только таких животных, и с картошкой не смешивать" - тогда начинают рождать интересные сочетания и новые рецепты. то есть, возвращаясь к стихам, наличие рамок (условностей) - оно не делает стихотворный текст беднее, чем прозаический, скорее, наоборот, помогает прыгнуть выше, чем прозе, в которой можно все (включая и поэтическое)
с другой стороны, диктат первичности формы над содержанием (а в стихах он есть, увы) действительно примитивизирует. вот детям начинают читать - со стихов, с примитивного варианта стихов, складушки-раскладушки, но это легко запоминается, легко усваивается, а потом "человечество" - дорастает до прозы. как-то так.
смотри, если есть ограничения - например, не использовать буква Ха, или (как у Довлатова к примеру) - чтобы слова в предложении не начинались с одной буквы, или вот стихи - чт обы соблюдался строй и ритм (в идеале и рифма) - с одной стороны - это ограничения, которые вроде бы обедняют количество возможных вариантов,
с другой стороны, даже если не про литературу, а ваще - про мировую культуру, какие-то искусственные рамки - они наоборот, обогощают фантазию, ну типа, когда "Можно все" - ты используешь 7 красок спектра, когда тебе говорят, что вот краску номер 1, 3 и 5 брать нельзя, ты учишься - "смешивать краски".
когда в еду годится все, то кухня приходит к примитивному - "мясо+картошка", когда накчинаются искусственные ограничения: "мясо только таких животных, и с картошкой не смешивать" - тогда начинают рождать интересные сочетания и новые рецепты.
то есть, возвращаясь к стихам, наличие рамок (условностей) - оно не делает стихотворный текст беднее, чем прозаический, скорее, наоборот, помогает прыгнуть выше, чем прозе, в которой можно все (включая и поэтическое)
с другой стороны, диктат первичности формы над содержанием (а в стихах он есть, увы) действительно примитивизирует.
вот детям начинают читать - со стихов, с примитивного варианта стихов, складушки-раскладушки,
но это легко запоминается, легко усваивается,
а потом "человечество" - дорастает до прозы.
как-то так.
Reply
И про десерт я очень согласна.
Reply
Leave a comment