Учиться на опыте прошлого

Apr 13, 2013 21:42

Оригинал взят у alexey5351 в Учиться на опыте прошлого
Эмоциональные системы Панксеппа. Перевод отрывка текста из книги "The brain and the Inner World." By Mark Solms and Oliver Turnbull, Глава 4. Продолжение

предыдущие части текста перечислены здесь:
http://alexey5351.livejournal.com/143724.html

В предыдущих частях мы несколько раз повторили эволюционные преимущества этих наследуемых, управляемых эмоциями поведенческих стереотипов. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что недостаточно иметь всего четыре эмоциональных отклика - ПОИСК, ЯРОСТЬ, СТРАХ, ПАНИКА в сочетании с небольшим набором автоматизированных, стереотипных видов поведения для того, чтобы справляться со значительно более разнообразными сложностями жизни млекопитающих. Мир практически бесконечно непредсказуем и мы должны модулировать и регулировать себя соответственно.

Это наблюдение находит свое отражение в том факте, что вышеописанные базовые системы управления эмоциями подвержены влиянию механизмов обучения (в разной степени у разных животных и в значительной степени у человека). Иначе говоря, не смотря на то, что эти системы наследуемы, они никоим образом не являются жестко запрограммированными, в том смысле что их невозможно изменять. Наоборот, похоже, что эти системы специально устроены таким образом, что “пустые места” заполняются на основании опыта (особенно раннего опыта). Эта общая тема в деталях рассмотрена в 5 и 7 главах, поэтому здесь мы обратим внимание только на несколько моментов.



Мы уже проиллюстрировали эти основные моменты когда мы упомянули роль механизмов обучения в отношении «без-объектных» (несфокусированных, objectless AT) драйвов системы ПОИСК. Молодое животное знает, что чего-то хочет, но не знает чего именно - ему необходимо научиться опытным путем какие объекты в окружающем мире удовлетворяют его потребности и какие не удовлетворяют. Эволюционное преимущество подобной системы заключается в том, что она позволяет животному адаптироваться именно к той среде, в которой животное родилось; в этой среде типы объектов, удовлетворяющих его потребности, могут различаться очень существенно. Молодые животные (в особенности те из них, у которых период беспомощного младенчества увеличен, например люди) с большой вероятностью просто не выживут в этот ранний период обучения без помощи взрослых родителей, которые активно учат маленьких что нужно делать, чтобы удовлетворить внутренние потребности и выжить в условиях наличия хищников и других опасностей в среде. Мы также упомянули насколько легко этот процесс медиации взрослыми может пойти не в том направлении и насколько серьезными могут быть в этом случае последствия для будущего душевного здоровья ребенка.

Подобные заключения относятся и к другим базовым эмоциональным системам управления. В системе СТРАХ например, не смотря на то, что некоторые объекты и ситуации судя по всему запрограммированы жестко как опасные объекты с самого рождения (из чего следует в частности стереотипное поведение во многих видах фобий), большинство «объектной» части этой системы ничем не заполнено изначально и наполняется в процессе получения опыта. LeDoux (1996) в деталях описывает, как работает этот процесс. Два момента заслуживают особого внимания.

Первый заключается в том, что связи, которые соединяют опасный стимул (объект, которого боятся) с откликом страх-тревога, строятся чрезвычайно быстро, и в последствии поддерживаются процессами вне зоны сознательного. Как только объект (вещь или место) ассоциирован с болезненным ощущением (иногда на основании всего одного случая встречи с этим вредным объектом), система СТРАХ моментально и автоматически активизируется в случаях повторной встречи с этим объектом, причем до того, как подобная реакция может быть осознана и осмыслена. Таким образом нам не нужно думать до того как начать действовать в опасных ситуациях (хотя после мы можем все же рефлексировать о том, что произошло). На основании этого, LeDoux различает два аспекта страха-тревоги. Первый - это тот, который мы только что описали, который управляется способом “быстрой и грубой” оценки ситуации (LeDoux, 1996, p. 163), который происходит в нейронных связях от амигдалы к PAG и полностью исключает сознательную обработку в кортексе. Влияние этой короткой цепи обработки страха важно для психоаналитически ориентированных клиницистов. Оно объясняет, что происходит, когда пациенты чувствуют тревогу в определенных ситуациях, но не понимают почему они ее чувствуют (например на основании “подавленных” [repressed - AT] воспоминаний предыдущего опыта или других бессознательных ассоциаций). Второй, более медленный путь обработки включает ткани кортекса и гиппокамп - что очень важно для формирования эпизодической памяти (глава 5). Этот способ позволяет автобиографической самости (autobiographical self - AT) узнавать что произошло и сознательно рефлексировать о случившемся. Путь “расширенного сознательного” [длинная цепь обработки страха LeDoux - AT] также связывает систему CТРАХ с системами управления и планирования [PFC - AT], что приводит нас к следующему важному моменту LeDoux. [который я переведу чуть позже. этот момент связан с механизмами успокоения сильных эмоций, с регулированием эмоциональных систем другими системами - AT]

Перевод отрывка текста из книги "The brain and the Inner World." By Mark Solms and Oliver Turnbull, Глава 4. Cтр 133-135

нейропсихоанализ

Previous post Next post
Up