Женская идентичность. И макияж, и каблуки... (как протест)

Jul 01, 2013 19:27

Оригинал взят у cat_gekata в Женская идентичность. И макияж, и каблуки...
Вдогонку прокатившейся по ЖЖ теме каблуков пожалуй, дополню общую картину своими мыслями.

Женская идентичность строится на запретах и ограничениях, накладываемых мужчинами на женское самоосознание, женское тело, женскую сексуальность, женскую группальность. Мы все практически воспроизводим своим обликом то, что нам разрешали или запрещали мужчины в тот или иной период истории. Хотим мы того или нет, но нашего мнения на протяжении веков не учитывалось, учитывался лишь мужской сексуализированный взгляд на женщину. Как она должна питаться, как должна выглядеть, как должна двигаться, что думать, что говорить, как вести себя в постели. Так что женщина, подобно Галатее, по сути, является исключительно мужским творением (горстка женщин-модельеров не в счет, они и по сей день творят строго по канонам мужского взгляда). Тут еще нужно отметить, что образованность, самостоятельность мышления, самодостаточность, властность, способность к критическому мышлению, способность к управлению, социальная активность и еще масса полезных в жизни качеств, традиционно определяемых как "мужские", женщинам очень долгое время были запрещены. Да и сегодня бОльшую часть из них во многих культурах продолжают рассматривать как прерогативу мужчин, и не допускают к их получению/развитию женщин. В итоге, женщина чаще всего идентифицирована с тем, что разрешено для нее - ее телом (не важно, сексуализированным ли образом Диснеевской принцессы, или гламурной красотки из глянцевого журнала, или героини модного сериала). Иными словами, вне тела большинство женщин потеряют собственную идентичность, потому что тело - это самый востребованный мужчинами, самый надежный, самый достоверный и осязаемый атрибут их женственности.

А вот теперь посмотрим, как реагирует женщина, которую "злые феминистки" (с) пытаются лишить женственного образа. Во-первых, она в ужасе - ведь она, фактически, вместе с ним теряет собственную идентичность. Без каблуков, без макияжа - это уже не она, а кто-то другой. Но это еще полбеды. У этой проблемы "невозможности отказаться от каблуков" есть еще и второй, более глубокий слой. Объясняющий, почему женщины и девушки так сильно за них держаться. Дело в том, что для многих из них каблуки, макияж, мини, декольте, пирсинг, окраска волос и т.д. - это как раз напротив, доказательство их освобождения от патриархата (обычно в лице их родительской семьи), доказательство их независимости. Как так может быть? - спросите вы.

Да очень просто. Большинство сегодняшних 20-30-40 летних россиянок были воспитаны в семьях с традиционными патриархальными устоями, где сексуальность на уровне семьи достаточно жестко табуировалась до определенного возраста (то, что этот возраст стремительно идет на убыль, к делу относится слабо, идея от этого не меняется). В итоге, с пубертата девочка страстно желала "поскорее вырасти", избавиться от опеки родителей, получить право самой распоряжаться собственным телом. И для нее все атрибуты женственности становятся атрибутами желанной свободы. Чем семья была более строга в ограничениях на внешний вид дочери, тем сильнее элементы образа взрослой женственности будут символизировать для нее освобождение!

Она на бессознательном уровне усвоила, что быть свободной - это значит, прежде всего, быть самостоятельной взрослой женщиной, обладая определенными характеристиками внешнего вида своего тела (макияж, татуаж, пирсинг, окраска волос может восприниматься именно как право делать со своим телом то, что хочется). То есть в ее личном причинно-следственном мире каблуки и иже с ними несут совершенно иное значение, чем в него вкладывают носители феминистического дискурса. Потому что о всей патриархальной системе в целом наша героиня пока еще не задумывалась, а если и задумывалась, то не выделяла в ней смысловые аспекты гендерной идентичности, касающиеся всех женщин в целом и лично ее. Но идеи феминисток "отменить каблуки" застали ее врасплох, ведь для нее с ними связан очень большой смысловой пласт, и он для это нее не про патриархат в целом, а про ее личную свободу. И все, что она на этом этапе может констатировать - это то, что она носит каблуки "для себя" а не для поддержания образа традиционной женственности.

И она будет совершенно честна перед собой, потому что освоение следующего, более глобального уровня проблемы нормализации женской идентичности посредством мужского взгляда ей еще только предстоит когда-нибудь осознать...

UPD В силу специфики материала сразу предупреждаю, что с мужчинам в данном осуждении полемизировать не стану, ну, разве что с участниками акции Женская шкура.

феминизм, женская идентичность

Previous post Next post
Up