Гладуэлл - Гении и аутсайдеры.

Feb 01, 2014 22:21

Оригинал взят у mentor в Гладуэлл - Гении и аутсайдеры.

Малькольм Гладуэлл. Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? (Outliers: The Story of Success. 2008 г.)

Малькольм Гладуэлл - канадский журналист и социолог. Книга, им написанная, рассказывает о причинах, по которым отдельные люди становятся богатыми и знаменитыми, а другие - остаются аутсайдерами.


Основные мысли:
1. Чтобы достичь высшего мастерства в каким-либо занятии, нужно работать над ним десять тысяч часов - примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет.
"Пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию".
То есть "талант" прямо пропорционален количеству времени, затраченного на изучение предмета.

На примере студентов музыкального училища: К 20 годам у лучших студентов - будущих профессиональных пианистов - в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4000 часов.

2. Но для достижения успеха и популярности этого недостаточно - нужны еще благоприятные стартовые возможности (поддержка родителей, государственных программ), огромную роль играет также удачное стечение обстоятельств. Автор пытается доказать, что звезды и знаменитости в принципе ничем не отличаются от множества талантливых людей - просто они оказались в нужное время и в нужном месте.

Далеко не у всех людей помимо желания есть возможности наработать пресловутые 10000 часов. Молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. И ты не можешь быть бедным, ведь если тебе придется подрабатывать, чтобы свести концы с концами, у тебя не останется времени на интенсивные занятия.

В детском возрасте даже месяц рождения может играть важную роль. В это время ребенок родившийся на несколько месяцев раньше чем конкуренты, будет в среднем выше и сильнее. Талантливого ребенка, родившегося на несколько месяцев позже, не отбирают в команду «все звезды» просто потому, что он слишком мал ростом. Поэтому он лишен возможности тренироваться в большем объеме. А без дополнительных тренировок ему не набрать 10 000 часов к тому моменту, когда профессиональные хоккейные команды начинают отсматривать игроков. Не имея за плечами 10000 часов тренировок, игрок просто не сумеет овладеть всеми навыками, необходимыми для первоклассной игры.

3. Важную роль играет воспитание. Его задача - активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка». Ребенок должен посещать различные кружки и секции. Также желательно формировать у детей чувство правомочности, собственного достоинства. Нужно разговаривать с детьми на равных, а не с позиции авторитета. В основном этот стиль воспитания встречается у среднего класса.
"Дети, принадлежащие к среднему классу, более самостоятельны. Они обращаются с просьбами к учителям и врачам с тем, чтобы изменить образ их действий ради удовлетворения собственных желаний".

Плохие родители склонны полагаться на «естественное развитие». Они считают, что обязаны заботиться о ребенке, но развиваться он должен самостоятельно. Этот тип воспитания характерен для низших слоев общества, и именно он закрепляет классовое неравенство. Дети из бедных семей отличаются "выраженной сдержанностью, недоверием и зажатостью". Они не умеют добиваться желаемого и не знают, как "подогнать" ту или иную ситуацию под свои цели.

4. Вероятность успеха растет, если в выбранном деле мало конкурентов. Успеха достичь легче, родившись в момент демографического спада, а не на пике рождаемости.

5. Критерии работы, которая приносит удовлетворение: независимость, сложность и прямая взаимосвязь усилий и награды. Работу, которая отвечает всем этим трем требованиям, психологи называют содержательной. По большому счету удовольствие нам доставляет не размер заработной платы, а ощущение реализованности.

6. Роль нужного окружения. В еврейском квартале процент успешных людей будет выше, чем в квартале белых рабочих - на счет воспитания и отношения к творческому труду. Также противопоставляются общества, ставящие выше всего труд, например корейское и китайское, и общества с "культурой лени" из-за благоприятных климатических условий - например некоторые африканские. Число талантов у азиатов, естественно будет выше.

7. Собственно генетические задатки и уровень интеллекта играют меньшую роль чем воспитание и окружение. Приводятся результаты эксперимента Льюиса Термана (США, начиная с 1920-гг.). Терман начиная с младшей школы отбирал учеников, обладающих наивысшим показателем IQ по всей стране - всего было отобрано 1470 "юных гениев". Но контрольная группа вундеркиндов в зрелом возрасте не показала большей успешности чем их менее одаренные товарищи. Более того один вундеркинд из низших социальных слоев не достиг высокого положения в зрелости.

В целом книга интересная, читается легко и быстро, но практическая ее ценность невысока. Возможно, впрочем, что кого-то она будет стимулировать работать больше. Правило десяти тысяч часов кажется мне правильным - хотя в некоторых видах деятельности, более интуитивных - например фотографии - успеха можно достичь за меньший срок.

А вот роль случая в историях успеха выдающихся людей остается невыясненной  Невозможно доказать, действительно ли так уж повезло, к примеру,  Биллу Гейтсу. Возможно он и при других обстоятельствах добился бы успеха, а подобные Гладуэллу социологи, нашли бы потом в его биографии примеры чудесного везения.

Оценка 6/10
Previous post Next post
Up