Труби - Анатомия рассказа 0052

Feb 01, 2016 10:00

Труби - Анатомия рассказа 0052
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story

@@не вычитывал

Часть 6

Мир истории

Эту часть успешных историй хорошо видно на примере «Улисса» (https://www.google.ru/search?q=ulisses+novel) и «Гарри Поттера». На первый взгляд, они кажутся совершенно разными. «Улисс» - сложная, взрослая и нелегкая для чтения история, часто называемая величайшим романом двадцатого века. «Гарри Поттер» - развлекательное фэнтези для детей. Но и там, и там автор знал, что создание уникального мира для истории и органичная его связь с персонажами очень важны - наравне с персонажами, сюжетом, темой и диалогами.
Заявление «Фильм - изобразительное искусство» может сбить с толку. Да, верно, что фильмы позволяют нам увидеть историю на экране, полюбоваться на спецэффекты, недоступные другим формам искусства, но «изобразительным»-то на самом деле является мир истории, именно он воздействует на аудиторию. Это сложная, хорошо проработанная сеть, в которой каждый элемент что-то значит для истории, является выражением сети персонажей и героя в особенности.
Этот ключевой принцип справедлив не только для фильмов, но и других форм.
Обратите внимание, что тут повествование изображает настоящую жизнь, двигаясь обратным путем. В настоящей жизни мы рождаемся, приходя в уже существующий мир, к которому должны приспособиться. Но в хороших историях сначала появляются персонажи, а потом автор разрабатывает мир вокруг них, который должен стать предельно проработанным проявлением их характера.
Т. С. Элиот (https://www.google.ru/search?q=t.+s.+eliot) назвал это «объективным коррелятом» (http://www.litdic.ru/obektivnyj-korrelyat/). Как его ни называй, мир истории - то, с чего вы начинаете придавать ей текстуру, которая является отличительной особенностью хороших историй. Такие истории похожи на гобелен, в котором сплетается множество линий, образуя цельное изображение. Мир истории - это целый пучок таких нитей. Конечно, можно рассказать историю и не придавая текстуры ее миру, но это означает лишь упущенные возможности.
Обратите внимание, что физический мир истории выступает в роли «архиватора-разархиватора», «уплотнителя-разуплотнителя». У вас совсем мало времени, чтобы создать огромное количество материалов: персонажей, сюжет, символы, нравственный довод, диалог. Значит, потребуются методики, которые позволяют уложить сжатые смыслы в то скромное пространство и время, что у вас есть. Чем больше смыслов вы вложите в историю, тем сильнее она расширится, развернется в сознании аудитории. Элементы истории при этом будут ударяться друг о друга, взаимодействовать практически в бесконечном числе комбинаций.
Гастон Башляр (https://www.google.ru/search?q=Gaston+Bachelard) в своей книге «Поэтика пространства» (https://en.wikipedia.org/wiki/The_Poetics_of_Space), говорит так: «драма связана с местом обитания людей». ¹ (@@куда ведёт эта сноска, пока не видел, надо будет вернуться)
То есть, смысл внедряется во все виды форм и пространств, от скорлупки до шкафа или дома. Башляр указывает на нечто очень важное для рассказчика: «Два типа пространства - интимное, личное и чужое, внешнее - постоянно друг друга подталкивают, заставляют разрастаться». ² (@@куда ведёт эта сноска, пока не видел, надо будет вернуться)
Обратите внимание, что Башляр говорит об органичном, естественном повествовании - вы создаете правильный мир для истории, бросаете семена в почву (сердца и разум аудитории), чтобы они проросли и воздействовали на зрителей/читателей.
В целом этот этап написания истории выглядит так: вы начинаете с простой сюжетной линии (семи шагов) и набора персонажей. Потом вы создаете внешние формы и пространства, которые выражают элементы истории, и эти формы и пространства должны нужным образом воздействовать на сердце и разум аудитории.
Смысл, получаемый от форм и пространств, должен быть глубже, чем культура и обучение - он должен быть частью человеческой психики. Тогда он будет оказывать должный эффект на аудиторию. Части мира истории - еще один набор инструментов, который вы можете использовать в повествовании.
Процесс переноса сюжетной линии в физический мир истории, который должен пробуждать в аудитории определенные эмоции, весьма непрост. Это из-за того, что вам приходится говорить одновременно на двух языках - на языке слов и на языке образов, идеально сочетая сказанное по ходу истории.
Как же мы будем работать? Вот алгоритм создания мира истории (первые три шага - создание пространства, последние два - времени):
1. Как всегда, начните с принципа сборки, раз уж именно он скрепляет все воедино. Принцип сборки подскажем вам, как определить арену (пространство), на которой будет происходить ваша история.
2. Потом разделите арену, создайте наглядное противопоставление, отталкиваясь от того, как персонажи противостоят друг другу.
3. Потом детализируйте мир, используя три из четырех основных строительных блоков (природные условия, искусственное окружение, технологии), которые образуют мир истории. Обращайте внимание на то, что эти пространства и формы значат для аудитории (в ее культурном контексте, стереотипически).
4. Теперь свяжите мир истории с развитием персонажа, добавьте четвертый строительный блок - время.
5. Наконец, проследите детальное развитие мира истории в структуре, создав семь наглядных шагов.

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up