Труби - Анатомия рассказа 0040

Dec 30, 2015 10:00

(@@тут я начал использовать CAT, а то текста впереди еще много, и есть риск, что термины начнут разбредаться. Боюсь, теперь будут проблемы с форматированием)

Труби - Анатомия рассказа 0040
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story

Глава 4
Нравственный довод (нравственное послание)

Если верить голливудским байкам, Сэмюэл Голдвин как-то сказал: «Если хотите передать кому-то послание, воспользуйтесь Western Union». Он был совершенно прав, что не стоит передавать послание аудитории в явном виде, как это делает проповедник. Но истории с сильной темой, выраженной должным образом, не только высоко ценятся, но и становятся весьма популярны.

Хорошая история - это не просто последовательность событий или неожиданных происшествий, которые должны развлекать аудиторию. Это последовательность поступков, последствий и выводов, которые должны обрисовать какую-то большую и важную тему.

Тема - это, возможно, самый трудный для понимания момент в технике повествования. Большинство людей считают, что тема - это то, о чем пойдет речь в истории, что-то из области морали, физиологии, общественных вопросов. Они приводят такие примеры тем, как «смерть», «добро против зла», «месть», «борьба классов», «ответственность», «любовь». Нет, по-моему, это все не то. Тема - это взгляд автора на то, как стоит вести себя в мире. Это нравственное видение автора. Когда вы показываете персонажа и те средства, которые он использует для достижения цели, вы касаетесь вопроса допустимости этих средств, приводите нравственный довод о том, как правильнее жить. То, что вы решили поделиться своим уникальным авторским видением с аудиторией - основная цель повествования.

Давайте снова сравним историю с организмом. Хорошая история - живая система, в которой все части работают сообща, образуя единое целое. Каждая из частей, в свою очередь, тоже система - персонаж, сюжет и тема сцеплены воедино множествами связей между собой и между другими подсистемами истории. Персонажа мы сравнивали с сердцем и кровеносной системой истории. Структура - её скелет. Развивая аналогию, скажем, что тема - мозг истории, потому что она выражает высший замысел. Выступая в качестве мозга, она должна направлять процесс написания истории, при этом воздерживаясь от того, чтобы превратить историю из художественного произведения в философский трактат.

Способ, каким писатели внедряют свое нравственное видение в ткань истории, зависит от множества факторов, начиная от автора и заканчивая формой истории.

С одной стороны стоят предельно тематические формы, вроде драмы, аллегории, ироничного рассказа, «серьезной литературы» и религиозных произведений. Они сосредотачиваются на создании сложного нравственного видения, подчеркивают его сложность при помощи диалога и противоречий в нравственных позициях персонажей.

С другой стороны - такие истории для широкого круга читателей, как приключения, мифы, фэнтези и боевики. В них нравственное видение обычно слабое, основное внимание уделяется неожиданности, предвкушению, воображению, психологическим и эмоциональным состояниям, а не нравственным затруднениям персонажей.
Вне зависимости от формы истории, многие писатели выражают свое нравственное видение через диалоги, из-за чего нравственность начинает историю душить. Истории вроде «Угадай, кто придёт к обеду?» и «Ганди» часто критикуют за излишнюю назидательность. Перегруженные моралью истории оказываются тяжеловесны, их аудитории приходится нелегко из-за гнетущих нравоучений, скучного повествования и грубой техники исполнения.

Не стоит создавать персонажей, которые просто озвучивают ваши идеи. Хорошие писатели выражают своё нравственное видение медленно и незаметно, в основном через структуру истории и через то, как герой действует в конкретной ситуации. Ваше нравственное видение проявляется в том, как герой преследует свою цель, соревнуясь с одним или более противниками, чему он учится (и чему не способен научиться).

Автор демонстрирует свой нравственный довод через то, что его персонажи делают в сюжете. Как же работает в истории такой вид нравственного довода - довод через действие?

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up