"На всякого мудреца довольно простоты". Ах, водевиль, водевиль!..

Mar 15, 2019 14:41





Молодежный драмтеатр сделал из Островского водевиль. Как говорится, why not? И хоть пляшут актёры немного невпопад, зато в зачётных локациях. На бильярдном столе, например...



Островский - это наше всё в театре. Тот русский театр, который мы знаем и любим, начался с Островского. Он произвел революцию, и не только как драматург - под его влиянием изменился подход к режиссуре и актерскому искусству. Что же до пьес, то - жизненные, едкие, вызывавшие скандал в обществе 150 лет назад - они и сейчас современны настолько, что хочется впасть в отчаяние.

МДТ, впрочем, своего зрителя любит и о его спокойствии заботится, поэтому никакого отчаяния не допускает. Как говорится, смеяться разрешается, а вот рефлексировать не стоит - вредно это для здоровья. Так что, как и в случае с Мольером, Островский у МДТ вышел как бы не про нас. Хотя, если не поддаваться мороку развлечения, в котором заплясываются смыслы, то получается очень даже про нас.



«Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и работать за начальников... Кроме того, нужно иметь еще некоторые лакейские качества...», - перечисляет молодой карьерист Егор Глумов минимальный список требований, чтобы дослужиться до мало-мальски приличной должности. Как и прежде, сегодня почти невозможно пробиться без блата или взятки. А современные рабочие отношения - это, в сущности, жёсткая ролевая игра «слуга - господин». Как пошутили однажды в КВНе, «служить бы рад, прислуживаться тоже и даже пресмыкаться, если что».

«На всякого мудреца довольно простоты» - пьеса о тотальном лицемерии, которым пропитаны все отношения между людьми, от рабочих до семейных. И о том, что играть в эту «игру» гораздо выгоднее, чем быть честным и настоящим. Главный герой Егор Глумов ровно в эту игру и играет. Прикидывается глупее, чем он есть. Сохраняет внешнюю благопристойность. Льстит, соблазняет. Он умен, находчив, целеустремлен и прекрасно понимает, с кем имеет дело. Знает законы человеческого мироустройства и главный из них: любая инаковость - это плевок в устои общества. Поэтому он делает то, что от него ждут, чтобы потом использовать в своих целях.

Глумов убедителен, и в этом главная удача спектакля. Егор Дмитрич в  исполнении Антона Шибанова - герой, в общем-то, трагический со своей выстраданной правдой. Правда Глумова-Шибанова пробивает даже густую водевильность постановки (режиссер Юрий Раменсков), словно росток, пробивающий асфальт.



«На всякого мудреца довольно простоты» имеет два актерских состава, то есть фактически две версии спектакля. Пока я видела только одну из них. Если посмотрю вторую, обязательно поделюсь впечатлениями.

Фотографии предоставлены Молодежным драматическим театром. Автор фото - Вячеслав Смирнов.

Островский, МДТ, Тольятти, Театральная среда, театр

Previous post Next post
Up