Социальный театр в Тольятти: основано на реальных событиях

May 29, 2018 19:03





В минувшие выходные в центре «Начало» прошли читки пьес, созданных молодыми тольяттинскими драматургами в рамках проекта «Социальный театр на Голосова, 20».

О самом проекте я подробно писала здесь. Проект длился символические 9 месяцев. Это была драматургическая лаборатория, по завершении которой должны были появиться пьесы, основанные на историях реальных людей из социально незащищенных групп. Проект был открытым, участие в нем мог принять любой, с писательским опытом или без него. А потому сначала для молодых драматургов организовали теоретическую часть - беседы с писателями и режиссерами об основах драматургии. А также встречи с юристами, социальными работниками, психологами, которые вводили участников проекта в социальную тематику и рассказывали, как найти подход к героям будущих пьес, как качественно провести интервью и т.д. После теории началась «полевая» работа - поиск героев, беседы, написание пьес.



В итоге, 26 и 27 мая актеры Независимого театрального объединения «Театр на Голосова, 20» представили три пьесы:

«Скорая приедет не скоро» Степана Зубрилина - сюжет из жизни семьи наркозависимого;

«Путь домой» Дарьи Тарасовой - о жизни людей без определенного места жительства;

«Skill» Алёны Будариной, где героинями пьесы выступают женщины-заключенные.

Еще до премьеры на Голосова, 20 все три пьесы были представлены зрителю особому, заинтересованному. Пьеса «Путь домой» читалась в приюте для бездомных, «Скорая приедет не скоро» - в реабилитационном центре, «Skill» - в колонии поселения.

Действие пьесы «Скорая приедет не скоро» охватывает одну ночь, во время которой идет борьба за жизнь человека с наркозависимостью. Его мать и сестра ждут бригаду скорой помощи как спасения для Костика, у которого к болезни и температуре под 40 добавляется состояние ломки.  Однако с приездом врача спасение не наступает. Все герои пьесы, включая самого доктора, оказываются в патовой ситуации: Костика в его нынешнем состоянии обычный стационар не возьмет, но ровно так же его не возьмет наркология. В борьбу включается социальный работник. Вся ночь проходит в катании по больницам и попытках определить больного хотя бы в какое-то отделение, хотя бы на какую-то койку - пока он еще жив. Финал остается открытым. Костика оформили в палату, но он без сознания. Выживет ли он?

Для меня как человека, который в качестве журналиста многие годы занимался социальной проблематикой, это не абстрактный вопрос. Истории, подобные истории Костика, я слышала не раз и не два. Я лично знаю человека, который стал прототипом героя пьесы. Он выжил, он преодолел свою зависимость, наладил свою жизнь и стал успешным в социальном плане человеком. Однако, зная его историю, это произошло не благодаря, а вопреки. Вопреки существующей системе, при которой четко не прописаны протоколы действий, и всё решает человеческий фактор. В силу вступают законы везения: повезло-не повезло оказаться в неравнодушных руках, нашлись-не нашлись люди, готовые за тебя побороться.

Невероятно интересным оказалось обсуждение пьесы. Такие острые социальные темы оказываются маркерами настроений. И то, что не однажды и не от одного зрителя прозвучал встречный вопрос: «Зачем спасать наркомана?» - симптоматично не удивительно.







Если после пьесы «Скорая приедет не скоро» обсуждение было долгим и жарким, то по окончании читки «Путь домой» наступила тишина. Такая тишина возникает в двух случаях: когда так плохо, что нечего сказать, и когда так хорошо, что нечего сказать. Пьеса Дарьи Тарасовой - это второй вариант.

Герои пьесы «Путь домой» - несколько бомжей, которых сводит вместе желание выжить. В пьесе мало действия, но она наполнена флешбэками, «рассказывающими» историю персонажей. При этом герои отлично прописаны, каждый наделен неповторимым характером, который раскрывается в диалогах.

«Путь домой» - работа небольшая, но цельная. В то время как «Скорая» лично у меня оставила ощущение наброска к пьесе - интересного, острого, но наброска, «Путь домой» - вещь законченная и самодостаточная, во всяком случае, в качестве литературной пьесы. Кроме того, как точно подметил один из зрителей, пьеса лишена морализаторства. Она и написана в жанре трагикомедии. Драматург не навязывает зрителям своего мнения, не говорит, кому и как ты должен симпатизировать. Вместо этого тебе предлагают роль наблюдателя и оставляют наедине с твоими мыслями. Отчасти оттого и возникает впоследствии та тишина, когда слова оказываются лишними.

Обе пьесы - «Скорая приедет не скоро» и «Путь домой» - включены в конкурсную программу 9-го театрального фестиваля «Премьера одной репетиции», который пройдет в июне в театре «Дилижанс». (В этом году читки пьес впервые станут частью фестивальной программы.) Так что при желании их можно будет услышать. Программу фестиваля смотрите здесь.

Я ничего не пишу о пьесе Алёны Будариной «Skill», но это лишь потому, что на ее читку я не попала. Надеюсь, что такая возможность мне еще предоставится. Зато у меня есть видео, где куратор проекта Дарья Муранова представляет эту пьесу.

image Click to view



В следующем сезоне проект «Социальный театр на Голосова, 20» продолжит свое существование. В центре внимания драматургов окажутся истории уже других категорий людей, относящихся к определению «социально незащищенных».

драматурги, читки, Голосова 20, центр Начало, Дарья Муранова, театр

Previous post Next post
Up