Театр "Дилижанс" создал необыкновенный фестиваль. Насколько он замечательный, понимаешь потом и по тому, как неуёмно начинаешь по нему скучать.
Театральному фестивалю "Премьера одной репетиции" исполнилось в этом году восемь лет. И если бы "Премьеры" до сих пор не существовало, ее бы стоило придумать. Кажется, так обычно говорят, когда событие приобретает масштаб явления. Если так пойдет и дальше, то о "Премьере" еще напишут книжки. А свое место в истории тольяттинской театральной культуры фестиваль уже занял.
"Премьера" - это показы спектаклей, обсуждения и споры, открытие новых имен - актеров, режиссеров и целых коллективов. Возможность увидеть спектакли, которые играются один-единственный раз, и спектакли, которые в других условиях никогда бы не были поставлены в Тольятти. Особая фестивальная атмосфера, старые друзья, новые знакомства. Фестивальная неделя "Премьеры" - это такая концентрация "театрального", что и за весь сезон вряд ли удастся собрать концентрат гуще, даже если, подобно парфюмеру Зюскинда, обойти с флаконом все тольяттинские театры.
Фестиваль "Премьера одной репетиции" появился на свет 8 лет назад как история внутренняя, созданная для развития театра. Благодаря "Премьере" актеры "Дилижанса" получали шанс сделать собственные постановки. Условий было несколько. Эскиз к спектаклю должен быть одноактным. Техническая репетиция на сцене - тоже одна (актерских репетиций - сколько угодно). Лучшую постановку театр берет в репертуар, а определяет победителя только и исключительно зритель.
На мой взгляд, именно это последнее условие определило сегодняшний облик фестиваля. Публике выдали карт-бланш, и спустя время она ответила безусловным доверием, став не просто "смотрителем", но соТворцом фестиваля. Постпоказное обсуждение - это такая же неотъемлемая часть действа, как сам спектакль. И в некоторых случаях точно и не скажешь, что интереснее.
Самое большое удовольствие получили от фестиваля те, кто посмотрел все спектакли или хотя бы большую их часть. В этом году "Премьера" имела собственную, внутреннюю драматургию с эффектным началом, динамичным развитием, неожиданными поворотами "сюжета", огромной интригой, кульминацией в точный момент времени и хэппи-эндом.
Спектакль "Наш класс", открывавший фестиваль, задал тон "Премьере" этого года. Тон этот, в итоге, вышел серьезный, вдумчивый. Фестиваль почти совсем отставил в сторону развлекательность и сосредоточился на постановке социальных и общечеловеческих вопросов. "Наш класс" участвовал в "Премьере" вне конкурса. Это уже сложившаяся работа питерского режиссера Дмитрия Крестьянкина и самарского театра "Город". Начинался "Наш класс" с эскиза, поставленного на режиссерской лаборатории "Место действия" и прошедшего путь до готового спектакля, что, конечно же, созвучно философии самой "Премьеры".
"Наш класс" - это история взаимоотношений поляков и евреев, показанная через судьбы людей, когда-то сидевших за соседними партами. Спектакль был поставлен по пьесе Тадеуша Слободзянека «Одноклассники. История в 14 уроках», которая была написана на основе реальных событий. В основу положена трагедия 10 июля 1941 года, когда в оккупированной немцами Польше жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли сотни своих еврейских соседей. В пьесе, впрочем, не звучат ни дата, ни место действия. Уход от подобной конкретики делает спектакль больше, чем историей одного события. 14 уроков - это, безусловно, уроки истории. Вместе с тем "Наш класс" исследует природу человека. И задает множество вопросов, ответы на которые зрителю приходится искать самому. А сдержанная актерская игра, подчеркнутая эмоциональная отстраненность усиливают эффект документальности и через это - чувство личного переживания и сопереживания.
"Наш класс"
Второй по счету и первый конкурсный день "Премьеры" прошел под знаком эксперимента. Театральные коллективы экспериментировали с драматургическим материалом, а под конец дня зрители и сами оказались внутри эксперимента.
В этот день фестивальной публике представили спектакли, у которых действительно была только одна репетиция.
"Если обычные проекты фестиваля переживают порядка 10-15 актерских репетиций, и потом у нас происходит одна-единственная техническая репетиция на сцене, то сегодняшние спектакли родились прямо сегодня", - пояснил на старте дня художественный руководитель фестиваля Виктор Мартынов, который сам, как режиссер, в этот эксперимент и ввязался.
Открыл "экспериментальный" день спектакль "Посылка", поставленный Дмитрием Марфиным по одноименному рассказу американского писателя-фантаста Ричарда Матесона. Марфин - выходец из театра "Дилижанс", в качестве режиссера создавший интересные театральные постановки, среди которых спектакль "Зима" по пьесе Гришковца и мюзикл "Том Сойер". Несколько лет Дмитрий вынашивает идею создания Театра фантастики и, хоть до реализации идеи пока не дошло, уже состоялось несколько проектов, выпущенных под знаком Театра фантастики. "Посылка" - в их числе.
В афише "Посылка" значилась неведомым зверем - "первым квадроспектаклем". Однажды он уже игрался, в Самаре, в Музее модерна. По сути, это был перформанс, в ходе которого четыре пары актеров синхронно произносили один и тот же текст. Однако повторять пройденное Дмитрий Марфин не захотел. Он сделал апгрейд-версию "Посылки", где два актера (Христина Шепель и Антон Шибанов) последовательно играют три супружеские пары, которые раз за разом оказываются в одних и тех же обстоятельствах выбора - нажать или не нажать кнопку, зная, что от этого решения зависит чья-то жизнь. Эксперимент состоял в том, чтобы подготовить новую версию спектакля за один день. Задача усложнялась тем, что, кроме актеров, в постановке принимала участие тольяттинская группа "Эмпатия", которая практически на ходу создавала музыкальное оформление "Посылки". Удался ли Театру фантастики эксперимент - вопрос субъективный. Но вот квадроспектакля точно не случилось. На постановку истории четвертой пары банально не хватило времени.
"Посылка"
Спектакль "Человек из Подольска" в постановке Виктора Мартынова стал экспериментом в квадрате: экспериментом труппы "Дилижанса" над собой и - вольно или невольно - над зрителем.
"Человек из Подольска" - современная российская драматургия. Буквально в этом году пьеса Дмитрия Данилова вошла в число победителей конкурса новой драматургии "Ремарка". Место действия "Человека из Подольска" - отделение полиции. Время действия - наши дни. В спектакле разыгрывается абсурдистская ситуация: мужчина по имени Николай оказывается в отделении полиции, где вместо пыток обаятельные, интеллектуально подкованные служители правопорядка ведут душеспасительные беседы, после которых и сам Николай убеждается, что неправильно живет и мыслит. И, кажется, даже забывает, что задержан он был незаконно и удерживался насильно.
Обсуждение спектакля стало его кульминацией. Большая часть зрителей оказалась на стороне полицейских, и реплика про "обаяние фашизма" была едва ли не единственной среди массы одобрительных отзывов. Позже, подводя итоги фестиваля, Виктор Мартынов скажет:
"Первое, что я проверял с "Человеком из Подольска", - это можем ли мы (поставить спектакль - Т.С.) за один день. Вроде как смогли. Но я не доволен результатом совершенно. Все-таки есть вещи, которые за один день невозможно сделать... Однако "плюс" этого показа - анализ материала. Мне была интересна оценка зрителей. У меня несколько иной взгляд, чем тот, который сложился на обсуждении. Этот взгляд я старался не транслировать. Хотел выразить намек на обе трактовки, чтобы проверить, как (идею) прощупает зритель. Я сделал выводы. Не знаю, будем ли мы продолжать работу над этим спектаклем. Если будем, то я уже знаю, как его делать".
"Человек из Подольска" перебросил мостик к следующему фестивалю. "Премьера-2018" будет полностью посвящена современной драматургии, главным условием участия будет выбор пьес, написанных за последние несколько лет.
"Человек из Подольска"
В центре третьего дня фестиваля оказалась любовь. А еще точнее - тоска героев по любви.
Эскиз Молодежной студии МДТ "Сто пудов любви" - проект незрелый (как и любовь героев постановки), но искренний. Спектакль был подготовлен к "Дням Вадима Леванова", которые прошли в апреле в Молодежном драматическом театре и были посвящены 50-летию тольяттинского драматурга. "Сто пудов любви" - его пьеса времен начала 2000-х, которую студийцы творчески переосмыслили.
Второе название пьесы - "Письма кумирам". Ее действующие лица - фанаты знаменитостей, и вся пьеса - это их (фанатов) обрывки писем с признаниями в любви. Режиссер Григорий Береснев (сам в недавнем прошлом воспитанник Молодежной студии) поместил фанов в условия ток-шоу, а публику сделал зрителями телепередачи. Ток-шоу получилось вполне в духе нашего телевидения - сумасшедший дом на выезде, где одержимые любовью к "звездам" подростки предстают жертвами "зомби-ящика". Душевный стриптиз в прямом эфире с течением ток-шоу приобретает формы дикие и несоблазнительные. Однако в финале происходит откровение настоящее - о боли, одиночестве, чувствах, которые ищут выхода и, как у многих подростков, приобретают опасные формы.
Показательно, что именно у молодых зрителей "Сто пудов любви" получили наибольший отклик. Однако попадет ли спектакль в репертуар театра - так вопрос даже не стоит. Как заверил Григорий Береснев, "Сто пудов" были исключительно разовой акцией.
"Сто пудов любви". Фото Натальи Соон
В другой тональности и в ином любовном настроении прошел спектакль "Белые ночи" по одноименной повести Федора Достоевского. Проект представила актриса театра "Дилижанс" Екатерина Миронова. Соавтором эскиза с полным правом можно назвать актрису Екатерину Федощук, которая, как и многие "дилижансовцы", имеет режиссерский опыт. В данном случае Екатерина раскрылась зрителям еще и как художник, подготовив черно-белую анимацию, на фоне которой разыгрывалась история встречи двоих и которая дала спектаклю нужную атмосферу.
Роль Настеньки исполнила Ирина Храмкова. Днем позже она представит фестивальной публике свою режиссерскую работу "Афинские вечера". Мечтателя сыграл Олег Андюшкин. За время "Премьеры" Олег примет участие еще в двух спектаклях, и в итоге будет признан лучшим актером фестиваля наряду с опытным и именитым Константином Федосеевым. Вообще, в части открытия новых имен минувшая "Премьера" была особенно щедра. Олег Андюшкин запустил эту череду открытий.
Олег пришел в труппу "Дилижанса" меньше года назад и, как со смехом рассказывают его коллеги, появлялся на сцене театра частями - руками в спектакле "Бог любит", ногами в спектакле "Первая. Наша". Явление Олега зрителям во всей красе состоялось минувшей зимой в новой версии сказки "Дюймовочка", где актер исполнил роль Крота. В следующем сезоне Олега продолжат вводить в репертуарные спектакли "Дилижанса". Несмотря на свое амплуа характерного персонажа, в "Белых ночах" Олег оказался очень органичен в роли лирического героя. В его исполнении Мечтатель приобрел черты Пьера Безухова со всей его обаятельной неуклюжестью, наивностью и пробитым сердцем. И хоть самого дуэта у актеров, на мой взгляд, не сложилось, спектакль оставил приятное послевкусие.
"Белые ночи". Фото Натальи Соон
На фестивале в этом году было много нежданного. Тот аншлаг, который случился на спектакле "Афинские вечера" по пьесе Петра Гладилина, никто даже предположить не мог. В зал снесли едва ли не все офисные стулья, и все равно всем не хватило мест. Люди сидели на ступеньках, стояли в проходах. "Афинские вечера" стали самым кассовым спектаклем "Премьеры" за все время ее существования.
Произошедшему было несколько объяснений. Во-первых, это комедия (а зритель, чего греха таить, охотнее идет на комедию, чем на драму). Во-вторых, в этом спектакле состоялся дебют на театральной сцене Елены Марфиной, поддержать которую пришло немало народу. Елена Дмитриевна достаточно известный в Тольятти человек, но известна она прежде всего как талантливый музыкальный руководитель детского сада №190. (Кроме того, она - мама неуёмного Дмитрия Марфина.) Ее актерский дебют получился запоминающимся. Елена Марфина сыграла харизматичную бабушку Анну Павловну, на которой, на минуточку, держится весь спектакль. Елена Дмитриевна чувствовала себя на сцене уверенно, была обаятельна и вызывала "желание иметь такую же бабушку", как скажет позже одна из зрительниц.
"Афинские вечера" поставила актриса Ирина Храмкова, обладающая безусловным режиссерским талантом. Ее спектакли уже не один год идут на сцене "Дилижанса". По словам Ирины, "Афинские вечера" она сделала для своей мамы, которой хотелось увидеть в театре мелодраму. Формат фестиваля - одноактная драматургия - не позволил спектаклю по-настоящему развернутся, однако набросок вышел симпатичный, с потенциалом. Надо сказать, мало кто сомневался, что именно "Афинские вечера" станут победителями зрительского голосования. Если бы на фестивале действовал тотализатор (а это, кстати, мысль!), многие поставили бы на "Вечера". И проиграли бы. По законам хорошей драматургии, предсказуемый финал, которым поманила "Премьера", отменился. Развитие событий пошло по другому сценарию.
То ли вследствие заряженности "Афинских вечеров", то ли в результате умело выстроенной программы, четвертый день дал "Премьере" новый импульс, после чего фестиваль начал набирать скорость и высоту. А слово "типичный", произнесенное одним из зрителей в контексте "типичная комедия", стало мемом фестиваля на все оставшиеся дни.
"Афинские вечера". Фото Дмитрия Синова
Невероятно атмосферный, завораживающий спектакль "Море-океан" по роману Алессандро Барикко в постановке Алёны Савельевой стал, пожалуй, самым обсуждаемым на "Премьере". Обсуждение его активно развернулось в группе фестиваля во ВКонтакте и продолжалось вплоть до закрытия "Премьеры". Постоянная фестивальная публика переживала за эскиз и просила "Дилижанс" взять "Море-океан" в репертуар при любом исходе голосования. Виктор Мартынов отбивался, как мог, объясняя, что судьба фестивальных работ и судьба "Моря-океана", в частности, решится лишь к началу нового театрального сезона. Эксперт фестиваля Олег Толоченко называл "Море-океан" ни много ни мало "событием для нашего города".
"Море-океан" шептал перекатыванием гальки, зазывал криком чаек, разговаривал шумом прибоя, грозил и кричал грохотом волн. "Море-океан" ласкал, убаюкивал, гладил детскими ладошками волосы, показывал цветные сны и вдруг будил жестокими образами и ледяным душем волн. Как великое Ничто и великое Всё, Море-Океан вбирал в себя всех и вся, одаривал формой, судьбой, жизнью - и забирал ее обратно. Море-Океан ничего не объяснял, но заставлял чувствовать, тонуть-тонуть-тонуть в себе, чтобы потом вытолкнуть на поверхность, где ты будешь жадно глотать воздух и благодарить Море за то, что ты еще здесь.
Алёну Савельеву Море сделало избранной. Наделило даром, знанием, особой остротой чувств, чтобы она рассказала нам о Море. И она - рассказывала. А мы слушали. Что-то понимая, что-то нет, но верили, благодарно шли за ней, мечтали, чтобы рассказ не заканчивался...
"Театр бывает разный, - скажет после спектакля Олег Толоченко. - Сегодня мы увидели совершенно бескомпромиссную режиссуру, которая не пытается заниматься поддавками со зрителем. Режиссер воплощает свои "навязчивые" образы поэта и художника. Это совершенно уверенная рука мастера, совершенно точное понимание атмосферы, темпоритма, рифмы, образа".
Забегая вперед, скажу, что "Море-океан", получив большую зрительскую поддержку, все же не стало лидером голосования. А значит, его судьба остается под вопросом. Но. Эта "непобеда" - условная, потому что эскиз "Моря-океана" был одним из немногих, который смотрелся абсолютно профессиональной, цельной работой. Настоящим театром, который всегда - магия. Уверена, что "Дилижанс" это знает. Уверена, что тоже был околдован. И теперь - пусть Море поможет!
"Море-океан"
После колдовского "Моря-океана" зрителям пришлось вернуться в реальность. Спектакль "Камень" независимого самарского театра "ZipZap" обратил фестиваль к самому началу. "Камень" был поставлен по пьесе немецкого драматурга Мариуса Майенбурга. Как и в спектакле "Наш класс", в нем звучит тема покаяния. На сцене меняются шесть периодов истории одной немецкой семьи, которая многие годы лелеет красивую легенду о том, как в годы II Мировой войны отец семейства спас еврейскую семью. Эта легенда, в итоге, рухнет. Правда окажется неприглядной, стыдной, болезненной.
"Это драматургия, которая мне самому очень близка. Мне кажется, что она актуальна для нашего зрителя, - скажет после показа режиссер спектакля Константин Почтенный, который также принимал участие в постановке "Наш класс" в качестве актера. - Эта пьеса и пьеса Тадеуша Слободзянека схожи. Есть некая рефлексия, где автор пытается переосмыслить историю. К сожалению, я не нахожу похожую пьесу у российских драматургов, поэтому мы ставим эту. История про немцев, но на самом деле она и про нашу действительность".
О нашей действительности напомнил Олег Толоченко:
"Недавно была реальная история. Одна девушка из рассекреченных архивов узнала, что ее дед был НКВДшником и принимал участие в расстрелах. Она узнала имя одной из жертв и написала его внуку письмо с просьбой о прощении. Вот чем эта история ("Камень" - Т.С.) схожа с нашей. Мы имеем дело со скелетами в шкафах, которые тщательно скрываются".
"Камень", в итоге, достаточно высоко был оценен фестивальной публикой. Он оказался в середине зрительского рейтинга, а в номинации "Гости" - вторым после спектакля "Зверушкины истории", продолжившего серию фестивальных сенсаций.
"Камень"
Театр "Белый рафинад" был темной лошадкой восьмой "Премьеры". Театру меньше года, он состоит всего из пяти человек, и все они - непрофессиональные актеры, встретившиеся в театральной студии "Happy Life". "Зверушкины истории" стали первым спектаклем нового тольяттинского коллектива, который репетирует на квартирах и пока не имеет своей площадки. У "Зверушкиных историй" уже была премьера, но - для своих, для родственников и друзей. На строгую публику спектакль вышел впервые и покорил зрителей каким-то особым своим обаянием, тихой искренностью. В этом актерам, конечно же, помог литературный материал.
"Зверушкины истории" - это сборник из одиннадцати коротких пьес американского драматурга Дона Нигро. Рассказы ведутся от лица животных. Однако, как прошлогодняя постановка Екатерины Федощук "Рыбка, Васька и Пёс с ними" к жизни животных имела мало отношения, так и "Зверушкины истории" - не о попугайчиках, кошках, сурке, коровах, летучей мыши и т.д., а о нас, людях. Спектакль представлял собой калейдоскоп историй в жанре стендапа, трагикомедийных откровений героев. Какие-то истории более удачные, какие-то - менее, но в целом спектакль получился очень человеческим, трогательным, немножко грустным белой клоунской грустью. Мне кажется, за эту доброту и любовь к людям "Зверушкины истории" и полюбились зрителям.
"Зверушкины истории"
Последний конкурсный день фестиваля прошел под знаком американской литературы, так что неслучайно этот день напоминал американские горки. После "Зверушкиных историй" зрители ухнули в пучину страстей спектакля "Любовь под вязами" по пьесе классика американской драматургии Юджина О'Нила.
"Любовь под вязами" поставил теперь уже дипломированный режиссер Леонид Дмитриев. Собственно, эта работа стала его дипломным проектом. У Леонида есть в прошлом опыт постановок, в том числе опыт удачный. Несколько лет назад его спектакль "Ночь после выпуска" по повести Владимира Тендрякова стал победителем фестиваля "Премьера одной репетиции" и до сих пор с успехом идет на сцене "Дилижанса". После была "Федра", представленная на "Премьере-2015". Судя по всему, древнегреческие трагедии Леонида не отпустили, а лишь привели на другой континент, в другую эпоху, но к тем же человеческим страстям. (К слову, пьеса, переведенная на русский язык как "Любовь под вязами", в оригинале звучит как "Страсть под вязами" - Desire Under the Elms.) Юджин О'Нил был известным поклонником греческого театра, и в "Любви под вязами" узнаются сюжеты античных трагедий, "Федры" в том числе. В своем спектакле Леонид Дмитриев задействовал самую сильную часть мужской труппы - Константина Федосеева и Петра Зубарева. Но лично для меня на фоне мужских, порой избыточных страстей открытием стала "тихая" актерская игра Марины Агаповой.
"Любовь под вязами"
Вот мы и подошли к кульминации нашей "пьесы". Последний конкурсный день шел к концу. Оставался всего один эскиз. К этому моменту интрига вокруг имени победителя добралась до верхнего предела. Уровень работ на нынешней "Премьере" оказался высок, и, как после прокомментирует Виктор Мартынов, даже у него в этот раз не было фаворитов. Постоянные зрители, отсмотревшие все или почти все спектакли, в перерыве на чай бурно обсуждали уже почти завершившийся фестиваль и высказывали свои симпатии в отношении "дилижансовских" постановок. Одни "болели" за "Море-океан", другие хотели бы увидеть в репертуаре "Человека из Подольска", третьи высказывались за "Афинские вечера" (и даже потирали руки в предвкушении победы). Пожалуй, в тот момент мало кто мог предположить, что последний конкурсный показ на камерной сцене театра, которая так символично называется "Черный квадрат", всё перевернет.
Однако это не отменяет того факта, что мы, конечно же, были заинтригованы. Анна Митрофанова заявила на фестиваль моноспектакль "Долорес Клейборн" по одноименному роману "короля саспенса" Стивена Кинга. Моноспектакль - сложный жанр. Не зря даже среди столичных "звезд" мало находится тех, кто готов и желает в этом жанре работать. В моноспектакле артист один на один со зрителем, без шансов на передышку и поддержку партнеров. В случае с "Долорес Клейборн" речь и вовсе идет о психологическом триллере, истории, которая представляет собой исповедь убийцы. Это вам не Гришковец.
Я видела Анну в разных спектаклях. Видела ее прошлогодний режиссерский эскиз "Смерть Ильи Ильича", по которому было очевидно, что Анна умеет создавать атмосферу. И все же в этот день, в этом моноспектакле, она стала для меня открытием. Я бы даже назвала Анну главным открытием восьмой "Премьеры" - как актрисы и как режиссера. Она погрузила нас в тревожно-тягучее, липкое предощущение катастрофы, заставила безотрывно следить за тем, как из глубин человеческой души выбирается наружу чернота - и все равно сострадать и сопереживать.
"Долорес Клейборн" - несмотря на маленький зал и, соответственно, несравнимо меньшее число зрителей, посмотревших этот спектакль - обошла в зрительской оценке и переаншлаговые "Афинские вечера", и прекрасное "Море-океан" (за которое я болела не меньше). Моноспектакль Анны Митрофановой был назван лучшим проектом фестиваля, а сама Анна - лучшей актрисой. Теперь мы точно сможем увидеть "Долорес Клейборн" в репертуаре "Дилижанса". И это тот спектакль, который я очень-очень рекомендую посмотреть!
"Долорес Клейборн"
"Вверх кармашками". Этот спектакль закрывал насыщенную и непредсказуемую "Премьеру одной репетиции" 2017 года. По традиции, фестиваль завершается показом спектакля-победителя предыдущей "Премьеры". Однако с победителем 2016 года произошел несчастный случай. Зрительские симпатии тогда оказались на стороне спектакля "Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают" по книжке американской писательницы Джуди Блум. Спектакль вышел чудесным и совершенно заслуженно стал победителем. Это была история для семейного просмотра, в центре которой - 9-летний мальчик Питер, жизнь которого резко меняется после появления в семье второго ребенка.
В нынешнем апреле должна была состояться полноценная премьера "Питера обыкновенного", однако Джуди Блум запретила театральную адаптацию своего произведения на территории России. И тогда режиссер Екатерина Зубарева решила трансформировать "Питера" в другой жанр. То есть - абсолютно. Так появились "Вверх кармашками" - спектакль без слов с элементами пантомимы и клоунады.
"Для нас для всех этот жанр очень сложный, - рассказала Екатерина Зубарева. - Мы начали пробовать его еще в прошлом сезоне, но клоунады не получалось. И я переключилась на "Питера обыкновенного". Но когда в этом сезоне премьера "Питера" не состоялась, я сначала немножко попереживала, а потом подумала: что если за основу как раз взять эту историю и вернуться к клоунаде. Так появился этот спектакль".
Как говорится, не было бы счастья да несчастье помогло. А "Вверх кармашками" - это безусловное зрительское счастье. И еще одна рекомендация отправиться в "Дилижанс" в следующем театральном сезоне.
"Вверх кармашками"
"Мне кажется, возникновение фестиваля - это новая страница нашего театра. Если б его не было, наверное, театр был бы совсем другим", - скажет та же Екатерина Зубарева.
Восьмая "Премьера одной репетиции" ушла в прошлое. Тот, кто ощутил этот кайф театрально-фестивальной жизни, тот уже не сможет без него обойтись. Я не представляю, как жила до этого. Да что там - скучно жила!