8 апреля концертный вечер в Тольяттинской филармонии был музыкально очень насыщенным. Виртуозные, завораживающие сочинения Моцарта соседствовали в одной программе со страстными образами Испании в произведениях русского композитора Михаила Глинки, испанца Исаака Альбениса и француза Эммануэля Шабрие.
Приготовили для тольяттинцев это изысканное и разнообразное музыкальное меню пианист Самарской филармонии Павел Назаров и Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии под управлением Владислава Ивановского.
Первое отделение концерта под названием "Образы Испании" было полностью посвящено Моцарту. И логично, что открыла вечер увертюра к «Дон Жуану» - опере об испанском обольстителе. По легенде, во время написания оперы консультировал Моцарта другой дамский угодник - Джакомо Казанова. Впрочем, возможно, это лишь легенда.
"Сам композитор назвал свое произведение веселой драмой, где Дон Жуан предстает смелым, обаятельным и необычайно энергичным героем. Однако увертюра начинается с мрачного медленного вступления, которому контрастирует блестящее, жизнерадостное аллегро. И написать такую увертюру можно было только тогда, когда работе над оперой в целом уже подведен итог. Моцарт сделал это в ночь перед спектаклем, так что на премьере оркестранты играли ее с листа", - поясняет концертная программка.
Павел Назаров по традиции приветствует первую скрипку оркестра - Светлану Осташко
Продолжил программу Концерт №27 для фортепиано с оркестром. Это последний фортепианный концерт Моцарта, написанный в 1791 году, в год смерти композитора. В этом же году начался настоящий моцартовский бум: все хотели слушать его музыку, возобновились концерты по подписке. Именно для них был написан двадцать седьмой концерт, который считается вершиной фортепианного творчества Моцарта.
Дирижер, заслуженный артист России Георгий Клементьев о Павле Назарове:
«Играть с ним - огромное наслаждение: Павел Назаров с первого же звука совместной игры с оркестром выстраивает гармоничный и выразительный ансамбль. Он удивительно точно, детально и объёмно слышит оркестр, он человек огромного масштаба, потому что лишён профессионального эгоизма - не преувеличивает второстепенные детали фортепианной фактуры, когда в оркестре звучат важные тематические элементы, чутко и тонко аккомпанирует оркестру... Но самое большое впечатление от игры П.Назарова оставляет мистическая красота и тайна его звука».
Солист Самарской филармонии, лауреат международных конкурсов Павел Назаров
Второе отделение программы было посвящено прочтению испанской темы композиторами трех стран - Михаилом Глинкой, Исааком Альбенисом и Эммануэлем Шабрие.
В мае 1845 г. Михаил Глинка поехал в Испанию. Он побывал в Бургосе, Вальядолиде. Обзавелся лошадью и совершал поездки по окрестностям. «По вечерам собирались у нас соседи, соседки и знакомые, пели, плясали и беседовали, - пишет композитор. - Между знакомыми сын одного тамошнего негоцианта... бойко играл на гитаре, в особенности Арагонскую хоту, которую с его вариациями я удержал в памяти, и потом в Мадриде,
в сентябре или октябре того же года сделал из них пьесу под именем «Capriccio brilliante», которое впоследствии, по совету князя Одоевского, назвал Испанской увертюрой». Еще позднее сочинение стало называться Испанской увертюрой №1, но самую большую известность получило как «Арагонская хота».
Почти тореадор Владислав Ивановский
Первое исполнение "Арагонской хоты" состоялось 15 марта 1850 года. Сохранился отклик Одоевского на этот концерт: «Чудодей невольно переносит нас в теплую южную ночь, окружает нас всеми ее призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньетов, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является во всем своем разгаре».
Продолжилось второе отделение остроумной и изобретательной поэмой-рапсодией "Испания" французского композитора Эммануэля Шабрие и "Испанской рапсодией" для фортепиано с оркестром испанца Исаака Альбениса.
Интересно, что «Испанская рапсодия» является своебразной проверкой на прочность как пианиста, так и оркестра во главе с дирижером, опять же сообщает нам текст программки. Альбенис - один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Его имя неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX-XX веков и охватившего всю художественную жизнь страны. Альбенис был виртуозным пианистом, выступал во многих странах, пресса называла его «испанским Рубинштейном».
Аплодисменты оркестру, который в этот вечер был на высоте
35-летний дирижер Симфонического оркестра филармонии Владислав Ивановский встал "у руля" оркестром в конце февраля. 8 апреля у него была маленькая дата на этом посту - месяц с момента первого концерта в качестве дирижера оркестра.
При всей своей молодости Владислав уже опытный "кормчий". В течение ряда лет он являлся дирижером Жуковского симфонического оркестра (Московская область), затем - художественным руководителем и главным дирижером камерного оркестра Астраханской государственной филармонии. В качестве приглашенного дирижера выступал с камерным оркестром Московского государственного музыкального театра «На Басманной», камерным оркестром Государственного центра музыкального искусства (Белгород), камерным оркестром Фестиваля современной академической музыки (Москва), Тихоокеанским симфоническим оркестром Приморской краевой филармонии (Владивосток) и другими.