Спектаклем "Лодочник" тольяттинский театр "Колесо" в конце минувшего года открыл камерную сцену, которой у театра долгое время не было. Предполагается, что эта сцена будет активно использоваться для экспериментальных постановок. И "Лодочник" как раз из таких.
Пьеса "Лодочник" была написана молодым драматургом Анной Яблонской, погибшей 24 января 2011 года во время теракта в аэропорту Домодедово. О судьбе драматурга зрителям сообщают за несколько минут до начала спектакля, и это такая настройка на спектакль, когда сразу отсекается суета внешнего мира. Это происходит даже раньше: когда ты проходишь через сцену, мимо мертвенно белых "простыней". И отсюда потом не сбежать. Спектакль идет почти два часа без антракта, на это время выход из зала становится частью сцены. Зрители оказываются заперты в зале, подобно душам, для которых нет обратного пути с того берега реки Стикс. Подобно Сторожу-Лодочнику, заключившему неразрывный контракт со Смертью. На эти два часа мы все - в одной лодке.
Я нежно люблю эту пьесу. В ней, как в любой талантливо рассказанной истории, каждый найдет свои смыслы. Для меня это история о том, что порой надо потерять всё, чтобы найти себя. И "иногда нужно умереть, чтобы начать жить".
В "Лодочнике" соединились несколько классических сюжетов. Герой, подобно Орфею, спускающийся в царство мертвых за своей возлюбленной, в то же время проходит инициацию, посвящение в мужчины. Анна Яблонская при этом нафантазировала яркий и "живой" загробный мир, парадоксально, на свой манер скроив его из "мифов" о Том Свете. Этот мир полон авторской иронии, виртуозного черного юмора. А во всей истории - такое сострадание и щемящая любовь к человекам, каждый из которых носит в себе трагедию одиночества и конечности своего существования. Об этом всё знала Цветаева. "Еще меня любите за то, что я умру".
Мир "Лодочника" в интерпретации режиссера Владимира Хрущева тоже получился яркий и "живой". При очень бережном обращении с пьесой, Хрущев "рассказал" ее по-своему. Его "Лодочник" - это пульсирующая в красном цвете сказка для взрослых, в которой больше драмы, чем комедии. И то же щемящее сострадание к своим героям.
И все же при всех достоинствах постановки для меня это еще только эскиз к спектаклю. В "Лодочнике" есть почти всё. Как всегда талантливая режиссура Владимира Хрущева. Оправданно простая и эффектная сценография Сергея Дулесова. Яркие, неожиданные актерские работы "колесовской" молодежи. Точно настроенная атмосфера мистики и фантасмагории. И даже "живая" озвучка пространства. Словом, в "Лодочнике" действительно есть почти всё. Кроме самого Лодочника. А это всё равно что поставить "Гамлета" без Гамлета.
Я вообще ненавижу критиковать актерскую игру, никогда этого не делаю. Считаю, что любая глобальная актерская неточность (назовем ее так) - это ответственность режиссера. Тем более что в данном случае причина не в актерском мастерстве как таковом. С "Лодочником" случилось какое-то фатальное несовпадение. На мой взгляд, значительная часть ключевых персонажей не нашла "своих" актеров и осталась не проявленной. В итоге, получился бенефис персонажей второго плана, которые оказались ярче главных героев.
Но даже в сегодняшнем варианте "Лодочник" - лучше большинства тольяттинских спектаклей. Таков талант Владимира Хрущева, который, видимо, не умеет выпускать плохие спектакли. Мне бы очень хотелось, чтобы на новой экспериментальной сцене "Колеса" Владимир Хрущев продолжил экспериментировать с "Лодочником", который однажды может получиться выдающимся спектаклем.
Следующий показ спектакля "Лодочник" состоится 19 марта.
Фотографии предоставлены театром "Колесо". Автор фото: Александр Шохин.
P.S. Всё написанное является исключительно моим мнением и моим восприятием спектакля, которое может не совпадать с мнением других зрителей или авторским замыслом.