В творческом центре "Начало", на известной тольяттинской площадке Голосова, 20 прошла читка сценария полнометражного фильма "Две стороны одного слона".
Мне всегда было интересно закулисье театральных и кинопроцессов, поэтому когда меня пригласили в качестве зрителя на читку сценария, я, конечно же, с радостью приняла приглашение.
"Две стороны одного слона" - сценарий игрового фильма о том, как создавалась в России приставка Dendy, хорошо известная людям, чье детство и юность пришлись на начало 1990-х. Как пояснил сценарист Юлиан Павлов, это реальная история, рассказанная ему участниками тех событий.
В читке сценария приняли участие как профессиональные актеры (среди которых, например, актер театра "Колесо" Андрей Амшинский, актеры МДТ Антон Шибанов и Григорий Берсенев), так и люди, которые, не являясь актерами, имеют практику съемок в кино. Зрителями стали эксперты, приглашенные оценить текст с точки зрения лингвистики, композиции, построения диалогов, в целом пригодности данной истории для воплощения на экране. В этом смысле читка сценария помогает визуализировать историю, представить, как она может быть разыграна.
Как позже
прокомментировал Юлиан Павлов, "момент, когда герои начинают говорить голосами реальных людей - это некое волшебство, потому что до этого все таинство происходит только в голове автора... Появляется возможность еще на начальных этапах работы над текстом внести необходимые корректировки".
Автор сценария Юлиан Павлов
Важной частью читки стало обсуждение сценария. На мой вкус, обсуждение было интереснее самой истории. Главная претензия, выказанная экспертами и актерами к тексту, - картонность персонажей, за которыми не чувствуется жизни, так же как за историей в целом. "Она представляет собой хронику событий, малопонятную и малоинтересную для большинства зрителей", - высказал свое мнение Андрей Амшинский и был в этом поддержан большинством участников читки. Автору посоветовали уйти от принципа хроникальности и больше внимания сфокусировать на героях истории, их характерах, бэкграунде, мотивах поступков, особенностях взаимоотношений друг с другом. Впрочем, это лишь небольшая часть рекомендаций, которые Юлиан Павлов услышал от экспертов в тот день.
Надо сказать, что состоявшаяся читка пьесы прошла в рамках сценарной лаборатории - проекта, назначение которого - помочь сценаристам на разных этапах подготовки сценария, прежде всего - при доработке текста. Но есть и более масштабная цель - сформировать пул авторов, способных создавать качественные, жизнеспособные киносценарии. А в дальнейшем и вовсе сделать Тольятти заметной площадкой-участником процесса кинопроизводства.