Театральная среда. "Король забавляется"

Nov 18, 2016 19:13

Театр "Дилижанс" представил главную премьеру сезона - спектакль, который ждал своего дня восемь лет. Юбилейный, 25-й сезон "Дилижанс" открыл постановкой "Король забавляется (Rigoletto)".




Еще в начале года директор театра Ирина Миронова рассказывала:

[Spoiler (click to open)]"Первое, что Виктор (Виктор Мартынов - ред.) принёс, став художественным руководителем театра, было именно "Риголетто". Меня тогда потрясла его идея, но актерский состав к "Риголетто" не был готов. Теперь же материал отлежался, и Виктор к нему возвратился. Труппа у нас сегодня - потрясающая!"

Жанр спектакля "Король забавлятся" одним словом не определишь. Я бы назвала его музыкальной трагедией. Сам "Дилижанс" представляет спектакль как "мюзикл, плавно перетекающий в психологический триллер", нагоняя тем самым тумана и интриги, но в сущности, всё так.

Спектакль имеет литературную и музыкальную основы. Первая - это пьеса в стихах Виктора Гюго "Король забавляется". Вторая - опера Джузеппе Верди "Rigoletto", написанная по мотивам пьесы Гюго. "Король забавляется" - не самая популярная для постановки пьеса, да и вообще судьба ее с самого начала не заладилась. После первого же представления в ноябре 1832 года в Комеди Франсез пьеса подверглась цензуре. Ее сняли с репертуара с формулировкой «оскорбительная для нравственности». Однако нравственность оскорбить нельзя, а вот короля - можно. Так что в течение дальнейших 50 лет пьеса во Франции не ставилась больше ни разу.



Не в пример счастливее сложилась судьба у оперы Верди "Риголетто", созданной по мотивам пьесы Гюго. Впервые она была поставлена в марте 1851 года в Венеции, и с тех  пор регулярно появляется в репертуаре оперных театров разных стран. В опере действие перенесено из Франции в Италию, вместо французского короля фигурирует итальянский герцог, изменены имена героев, включая имя главного персонажа, который в опере получает имя Риголетто вместо Требуле.

В России опера "Риголетто", безусловно, тоже ставилась и ставится - в отличие от пьесы "Король забавляется", почти не имеющей истории постановок на отечественной сцене. Так что сама по себе премьера этого спектакля в Тольятти - событие примечательное, если не сказать историческое.

При этом режиссер Виктор Мартынов сотворил нечто новое: соединил театр и оперу, драматический и музыкальный жанры. Больше того, изменил текст арий и создал оригинальные аранжировки в стиле электронной музыки. Получился драматический спектакль с большим количеством современной музыки, в которой узнается (а порой, напротив, совсем не узнается) музыка Верди.





В пьесе действие происходит во Франции, в опере - в Италии. В синтезированном спектакле "Король забавляется (Rigoletto)" ни место, ни время четко не заданы. Это вполне может быть некий параллельный мир, за которым ты наблюдаешь подобно Алисе, оказавшейся в Зазеркалье. И как Алиса, быстро понимаешь, что этот мир не сказочный и не забавный. Здесь вследствие забав одних рушатся судьбы и обрываются жизни других.

В центре сюжета - трагедия придворного шута Риголетто - горбуна, калеки, человека в целом не симпатичного. Это не тот шекспировский шут, что под звон бубенцов произносит слова, за которые другой лишился бы языка. Риголетто лицемерен, подл; он не прочь подыграть своему королю и позабавиться вместе с ним, жонглируя чувствами других людей - помочь соблазнить очередную красотку, оскорбить мужа, посмеяться над стариком.





"В мире нет наказаний, но есть последствия". И однажды эти последствия наступают для Риголетто. Предметом забав короля и его придdорных оказывается горячо любимая дочь шута Бланш - юная, чистая, открытая. Она - единственный человек, рядом с которым Риголетто может быть нежным, ранимым и настоящим. Но сам он настолько увяз в грязи двора, что эта грязь, тянется за ним черным следом и неминуемо попадает в дом, который шут тщетно пытается сохранить в чистоте. И не злая ирония, но жестокая закономерность есть в том, что именно при участии Риголетто Бланш оказывается во дворце, в постеле короля.

Риголетто по сути собственными руками отправляет туда Бланш. И это - ключевая сцена, очень тонкая, символичная. "Шутники" (все - обиженные шутом) оказываются у дома Риголетто, чтобы выкрасть Бланш и тем самым отомстить шуту. Риголетто замечает их. Судьбоносный момент. Всё можно предотвратить сейчас. Но придворные говорят, что хотят выкрасть жену де Коссе, живущего в соседнем доме, и Риголетто с облегчением и радостью берется им помочь. Точка невозврата пройдена. Трагедия свершилась в тот момент.










К финалу от Риголетто не остается ничего от шута, он превращается в трагического персонажа, глубоко осознающего свою трагедию. Он понимает, что тот мир, который презирает, стал частью него. И потому от него не спрятаться и из него не вырваться. Попытки всё исправить оборачиваются только очередными разрушениями, очередной катастрофой.

Шут Риголетто - это звездная роль Константина Федосеева, который делает почти невозможное: вызывает щемящее чувство сострадания к человеку, у которого внутри, казалось, ничего не осталось, кроме злобы и ненависти.

Роль короля исполнил Леонид Дмитриев, недавно вернувшийся в "Дилижанс". Его король имеет черты одного из типажей современного мужчины. Это эдакий метросексуал, влюбленный в себя и свою внешность, уверенный, что мир вращается вокруг него. Он, по сути, большой ребенок, который играет с людьми, как с игрушками. Он кукловодит с увлеченностью ребенка, оставляя после себя сломанных "кукол" и, кажется, сам не понимает своей вины.

Прекрасна Ася Гафарова в роли Бланш, которая проводит своего персонажа через сложную трансформацию: от юной, наивной девушки к женщине, снедаемой болью и страстью, и в результате, идущей ради любви на самую большую жертву, какую только можно представить.










На самом деле, перечислять стоило бы всех актеров, занятых в спектакле, потому что в этом спектакле талантливы все. И всё же хочу отдельно отметить Ирину Храмкову, Екатерину Зубареву, Алёну Левичеву - три придворные дамы, три птицы, природная стихия и, в сущности, сам дух спектакля. Эти три "птицы" в значительной мере задают ритм спектакля и транслируют (в разные моменты) ощущение смуты, тревоги, катастрофы. Пластическое решение спектакля разрабатывалось совместно с Павлом Самохваловым, театральным педагогом, хореографом театра СамАрт.

Над спектаклем в качестве еще одного приглашенного специалиста работала художник по костюмам Елена Золотарева, выходец из "Дилижанса", сейчас живущая и работающая в Петербурге. Костюмы, на мой взгляд, выдающиеся. Они отражают вневременность и внепространственность происходящего, некоторую сюрреалистичность этого чужого-нашего мира. И вновь возникают аллюзии с "Алисой", вслед за которой также хочется крикнуть: "Вы ведь всего-навсего колода карт!".

Вместе с художником по костюмам атмосферу спектакля сотворила Ольга Зарубина - художник-постановщик, человек, создавший декорции. Простые, подвижные, меняющие пространство, рисующие конструкцию совсем другого мира.










Сейчас, на мой взгляд, у "Риголетто" только один маленький недостаток: большое количество пауз, прежде всего, в сценах с шутом. Все-таки музыкальный и пластический ритм спектакля требует ускорить также ритм сцен "со словами". Впрочем, я почти уверена, что когда спектакль окончательно сыграется, исчезнет и проблема пауз.

"Король забавляется (Rigoletto)" - современный, талантливый, яркий спектакль, один из лучших на сегодняшний день в Тольятти. Стоило выждать 8 лет, чтобы создать "Короля". Скажу больше. Мне кажется, "Риголетто" - для "Дилижанса" это веха в истории. Театр вступил во взрослый период своей жизни. Она, взрослая жизнь, началась не с "Риголетто", но этим спектаклем четко и уверенно обозначилась.




Следующий показ спектакля "Король забавляется (Rigoletto)" состоится 2 декабря. Афишу театра можно посмотреть здесь.


театральная среда, дилижанс, театр

Previous post Next post
Up