Театральная среда. "Дон Кихот. No format"

Apr 06, 2016 10:25

Названием спектакля театр "Колесо" предупреждает о его неформатности. Это действительно не формат для "Колеса". И, как ни парадоксально, "Дон Кихот" - лучшее, что я видела у театра.

Я, было, ринулась сразу делиться своими впечатлениями от спектакля, но потом нарочно отложила "перо". Бывает полезно взглянуть не некоторые вещи по прошествии времени. Премьерные показы состоялись 26, 27 и 31 марта, мысли улеглись, самое важное осталось.




[Spoiler (click to open)]Спектакль "Дон Кихот. No format" поставил главный режиссер "Колеса" Владимир Хрущёв. Он вынашивал идею его постановки 10 лет, искал наилучшее для него воплощение. Работа давалась непросто. Премьера спектакля несколько раз переносилась. Кроме того, первоначально у режиссера было иное сценическое решение. Планировалось поставить спектакль на 50-60 зрителей, сделав сценой весь зрительный зал. Впоследствии от этой идеи пришлось отказаться. Так что в этом смысле всё традиционно: зрители в зале, актеры на сцене.

Однако сцена при этом превратилась в целую вселенную. Здесь движется время и меняется пространство, а огромная голубая Луна роняет на всё свой мистический свет. Трехъярусная конструкция декораций, как творение чародея, превращается то в дом идальго, то в мельницу, то в постоялый двор, то в замок герцога. И в этой странной, параллельной вселенной живут два очарованных странника - Алонсо Кихано, называющий себя Дон Кихотом, и Санчо Панса.










Они выглядят не так, как мы привыкли их себе представлять: длинный и худой Дон Кихот, маленький и толстый Санчо Панса. Актеры Александр Двинский (Дон Кихот) и Андрей Амшинский (Санчо) почти одного телосложения. И к этому нужно привыкнуть, что, впрочем, происходит быстро. Герои как-то сразу в себя влюбляют. Ты еще не понимаешь, кто они, но - уже с ними.

Этот вопрос - кто они, как к ним относиться? - каждому зрителю предстоит решать для себя самому. Причем, решать на протяжении всего спектакля, потому что до самой финальной развязки это вещь не проговоренная. Как, собственно, и в пьесе Булгакова "Дон Кихот", по которой поставлен спектакль. Это можно считать за недостаток (во всяком случае, я слышала такое мнение), но на мой взгляд, так и должно быть. Нам предоставляется возможность думать, наблюдая, и формулировать внутри себя свое отношение к героям. Уверена, что не у всех это отношение будет одинаковым.










Для меня Санчо и Дон Кихот - простодушные люди, и они прекрасны в своем простодушии. В каждом живет ребенок - непоседливый, верящий в чудеса, добро и в красоту мира. Отсюда и одежда, которая составляет основу "костюма" - то ли детские ползунки, то ли исподнее (почти голенькие, без масок и одёжек). И открытые, чистые улыбки, чуточку удивлённые. Поэтому их так легко принять за сумасшедших. В самом деле, если ты не такой как все, - значит, ты безумец или, чего доброго, идиот (как тут не вспомнить князя Мышкина?). Люди не терпят эту способность - жить не по правилам. Даже самые близкие люди. Тем более самые близкие люди.

Вот и Дон Кихота пытаются вернуть домой, запереть в четырех стенах. Так проще, спокойнее. Так можно контролировать неразумного "дитятю". Словно нянька ключница вытирает руки вернувшемуся из странствий "рыцарю" и кормит супом с ложечки. Чтобы он навсегда остался дома, домашние разыгрывают перед ним целое представление. И именно они так или иначе становятся виновниками трагедии.

"На свете много зла, Санчо, но хуже плена нету зла!".










На сцене нет никаких атрибутов средневековой Испании. Фактически место действия - здесь, время действия - сейчас. Немножко жаль, что режиссеру не удалось реализовать свою первоначальную задумку - посадить зрителей на сцену. Для всех для нас было бы полезно для профилактики оказаться среди многочисленных "масок", окружающих Санчо и Дон Кихота, живущих "с открытым забралом".

Финал спектакля вышел невероятно сильным. Спасибо актёрам за самоотдачу, а режиссёру - за гениальную простоту, с которой поставлена самая главная финальная точка.
У Владимира Хрущёва получилась современная по форме постановка, с интересными режиссерскими решениями. Я рада, что у главного театра Тольятти появился спектакль, способный вернуть неформального, неформатного зрителя.











Ближайшие показы спектакля "Дон Кихот. No format" состоятся 7 и 23 апреля. Афишу можно посмотреть здесь.

P.S. Хочу предупредить: первое действие нужно немного перетерпеть. Вспомните эти мои слова, если в антракте вдруг соберетесь уходить. Завязка действительно получилась не самой динамичной, однако вторая часть всё окупит.

Мое мнение может не совпадать с мнением других зрителей или с замыслом режиссера.


Колесо, театральная среда, театр

Previous post Next post
Up