Дом, который построили Элли и Янис...

Jan 22, 2024 13:41

эта запись была опубликована 7 лет 8 лет назад! а ЖЖ на днях напомнил  :)
а вот повторю-ка я ее!
(много фото и текста - был же когда-то у меня запал делать такие большие посты 🌝)



Тот, кому знакома эта дивная лестница, сразу поймёт, куда она ведёт, и о каких Элли и Янисе пойдёт речь. Сегодня отправимся туда, где более 10 лет счастливо жил и творил классик латвийской живописи Янис Розенталь - в Музей его имени и имени не менее выдающегося писателя и драматурга Рудольфа Блауманиса. Дальше почти ничего о творчестве, а лишь о художнике, о его жене и музе Элли, о доме, в котором так хорошо и светло жилось им, и было тепло и уютно всем их друзьям


Нынешней весной (в 2016 - прим.) широко и торжественно будет отмечаться дата - Розенталю - 150 лет
Признавая его вклад в искусство, ЮНЕСКО внесла юбилей художника в календарь отмечаемых дат.
Представление о творчестве Розенталя можно получить в Национальном Художественном музее - правда, здание музея пока закрыто для посетителей (речь идет о 2016-м - прим.)
Диапазон творчества Розенталя велик: он был прекрасным портретистом, писал пейзажи, занимался алтарной живописью, монументальным искусством, графикой, иллюстрированием книг - да много ещё чем. А ещё художник поднял латышскую живопись на европейский уровень.
Немного о художнике.

Родился Янис Розенталь в окрестностях маленького курземского городка Салдус в семье кузнеца.
Всего в жизни он привык добиваться сам.
Четырнадцати лет будущий классик отправился на заработки в Ригу. Работать ему приходилось и в конфетном магазине, и посыльным в ресторане, и в колониальной лавке, где вместо изучения скучной бухгалтерии с гораздо большей охотой он копировал иллюстрации из старых журналов, предназначенных для заворачивания селёдки
Как-то раз Розенталь поступил в ученики к некоему живописцу, где ему приходилось растирать краски, грунтовать полы - и только в редких случаях парнишке поручалась более ответственная работа - окраска заборов и крыш... А хотелось большего - и, через какое-то время молодой Розенталь отправился в Санкт-Петербург…
Как известно, почти все корифеи, классики и основоположники латвийской живописи учились в Императорской академии художеств…

Окончив Академию и получив звание художника, Розенталь путешествовал, много работал. Вернулся на родину, обосновался в Риге. Стал известен. Здесь, в Риге, он встретил Элли. Они поженились - а потом жили в этом доме - не слишком долго, но счастливо...



Дом на Альберта, 12, с таким вот выразительным силуэтом, угловой башенкой, балкончиками, эркерами и чудесными рельефами - белочки, ветви сосен, шишки, птички - воплощает в себе идеи национального романтизма. Дом был построен по проекту Константина Пекшена - модного, преуспевающего и широко востребованного в то время архитектора, и его ученика, Эжена Лаубе (сегодня оба почитаются одними из выдающихся архитекторов Латвии)

Дом был задуман Пекшеном как доходный. Архитектор и сам жил в этом доме, на первом этаже. В бывшей его квартире сейчас располагается Музей югендстиля. Ну а нам - подниматься на пятый.
И обязательно нужно послушать вот эту мелодию, она сыграла важную роль в судьбе Розенталя - и об этом чуть позже

image Click to view





Квартиры в доме были просторные, планировка помещений рациональная, и все блага цивилизации, известные на тот момент, здесь были. Ну, разве что, не было лифта, и жильцы верхних этажей поднимались вот по такой роскошной лестнице, закрученной в виде спирали. Красота!



Взбираться по ней, конечно, нелегко, но зато можно бесчисленное число раз делать передышки и любоваться причудливыми орнаментами. Говорят, они создавались по эскизам самого Розенталя.



Квартира № 9 с мастерской на верхнем этаже заранее была предусмотрена для семьи Розенталя.





Здесь мы попадаем в атмосферу начала ХХ века…





Вместе с подсобными помещениями у Розенталей было десять комнат. Из окон гостиной можно полюбоваться ещё одним шедевром рижского модерна:



И даже во всех подробностях рассмотреть щедрость его декоративного убранства:) Дом на противоположной стороне улицы построен по проекту Михаила Эйзенштейна.





но вернёмся к Розенталям:)



В музее гордятся тем, что все вещи здесь подлинные, принадлежавшие Розенталям. Благодаря родственникам художника сохранилась значительная часть предметов: рисунки, корпусная мебель, диваны, кресла, бытовые мелочи. А дизайн мебели разработал сам Розенталь - в стиле северного модерна...



Теперь уже пора рассказать об Элли…



Элли родилась в краю, где море "правильного серо-зеленого цвета... Закаты и восходы солнца художественно строги, лишены аляповатости и дешевой крикливости, чудесные линии ландшафта: убегающие вдаль перелески, леса, заросшие мхом, полные грибов, граниты, придающие сумрачную красоту, столь отличительную от дилетантски скучных и неуютных эффектов южных гор и морских побережий..." Конечно, вы догадались, - Элли родилась в Финляндии:)

Элли Форсель окончила консерваторию у себя на родине, совершенствовала свое мастерство в Милане, Риме и Париже, много концертировала. Обладательница яркого колоратурного сопрано - в её репертуаре были сочинения Генделя, Глюка, Моцарта, Россини, Шуберта, Шумана, Сибелиуса. Сибелиус был одним из её учителей.

Однажды Элли приехала в Ригу со своей сестрой, скрипачкой Анной, чтобы дать два концерта. На одном из выступлений её увидел и услышал Розенталь. Концерт произвёл глубокое впечатление на молодого художника, особенно пьеса Сибелиуса "Svarta rosor" ("Черные розы"). Янис и Элли познакомились во время званого вечера, устроенного в её честь. Розенталь преподнёс ей букет роз - и уже девять дней спустя в письме к Теодору Форселю, отцу Элли, он просил руки его дочери. Благословение на брак было получено, и 5 марта 1903 года в Гельсингфорсе (так до декабря 1917-го назывался Хельсинки) состоялось венчание.

Вскоре Элли и Янис вернулись в Ригу. Какое-то время они снимали квартиры, а потом переехали сюда, на Альберта, в только что построенный дом.



Элли стала музой художника и воплощением идеала женщины, матери.
А ещё она продолжила выступать с концертами - в Латвии, Эстонии, и в её репертуаре появились произведения латышских композиторов, народные латышские песни.



Но выступать приходилось реже - в семье появляются дети



Иря Аусма, Лайла Гедде, Марис Микелис...



Элли с детьми







Элли и Янис были гостеприимны, в их доме всегда было много гостей - писатели, художники, поэты



В начале прошлого века рижская богема часто устраивала индийские и арабские вечера: Элли и Янис в индийских костюмах.





Ударом этого гонга Элли подавала мужу сигнал на обед.



Лесенка, ведущая в мастерскую…





Мастерская - просторная, полная воздуха и света. Здесь, как и во всём музее, находятся подлинные вещи Розенталя. Здесь создавались его лучшие работы.



Эту картину Розенталь подавал на конкурс в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств в 1900 году…



… и бирка подтверждает это



Это роба - в ней Розенталь работал







Это копия, пожалуй, самой известной картины художника (прошу прощения: совершенно не удалось передать колорит картины - на самом деле в тонах картины много жемчужно-серого)

На рубеже веков в искусстве был востребован образ женщины-принцессы и в 1913 г. Розенталь представил свою вариацию на эту тему.

"Принцесса и обезьянка". Как и во всяком произведении эпохи модерна в картине следует искать "тайный смысл". Сюжет картины отражает зависимость художника от общества: художник - обезьянка, которую можно дергать за поводок в любую сторону. А принцесса, соответственно, символизирует общество. Так искусствоведы трактуют картину мастера.

А может, всё было гораздо проще… Когда-то по улицам города бродили шарманщики, а чтобы привлечь внимание, с собою они водили обезьянку или собачку. Однажды бродячий музыкант заглянул и на Альберта. Обезьянка полюбилась детям, и он разрешил с ней поиграть. Так она попала сначала на глаза художнику, а затем на холст…

Картина очень нравилась Элли, в семье эту работу считали самой большой ценностью







А теперь несколько слов о Рудольфе Блауманисе. Здесь, в доме Розенталей, выдающийся латышский писатель обрёл приют на два года.



По соседству с мастерской художника - совсем небольшая комната. Её-то и снимал Блауманис. У писателя никогда не было своей квартиры. Блауманис снимал меблированные комнаты - как у чужих, так и у знакомых; иногда останавливался в дешевых гостиницах, в школьных помещениях. Нигде не было ему так тепло и хорошо, как в доме у Розенталей...

Сегодня Блауманиса почитают классиком. Его самая известная пьеса - "Дни портных в Силмачах" - стала культовой, она была поставлена во всех театрах Латвии, включая Кукольный. Число постановок пьесы бьёт все рекорды. Случалось, "Дни портных " были одновременно в репертуаре сразу четырёх театров...
А ещё в Латвии есть музей, посвящённый одной-единственной пьесе - "Дни портных в Силмачах". Всего этого Блауманис не узнал. Потому что просто не дожил.





Роскошная медвежья шуба в витрине. Блауманис приобрёл её за 80 рублей на деньги мецената - единственная его ценная вещь. Эта шуба сыграла роковую роль в судьбе драматурга: однажды зимой, в санях, он спешил к матери на её 70-летие, ему стало жарко... Блауманис распахнул шубу и простудился. Под шубой он прятал розы для матери. Вскоре Блауманиса не стало...

В январе 1914-го, во время своего пребывания в Риге, поэт Валерий Брюсов, мэтр символизма, посетил выставку Розенталя в Художественном музее. Художник пригласил Брюсова к себе на обед, а после они пили кофе в мастерской; в комнате же, которую когда-то снимал Блауманис, читали стихи.

… Через несколько месяцев Брюсов напишет прелестное стихотворение о Риге:

Здесь, в старинной Риге,
В тихий день ненастья,
Кротко я встречаю
Маленькие миги
Маленького счастья.
Дом Черноголовых
Смотрит так любовно,
Словно рад он маю;
Двух, любить готовых,
Ободряет словно.
Под дождем так ярко
Зеленеют липки
Зеленью весенней;
Ах, деревья парка
Нам дарят улыбки!
Ветерка морского
Нежит легкий холод…
Тайно сходят тени...
Иль влюблен я снова?
Иль я снова молод?

… А ещё через несколько месяцев начнутся события, которые навсегда изменят мирное течение жизни не только в этом гостеприимном доме…

Розенталь отправится в эвакуацию в Россию, а Элли с детьми - в Финляндию, к родителям.
При его ближайшем участии были организованы большие выставки латышского искусства в Петрограде и Москве в 1915 и 1916 г., которые познакомили с достижениями латышских художников широкие круги русского общества.

… Устраивая последнюю выставку, Розенталь простудился, больным поехал к семье, в Финляндию, и скончался там на второй день рождественских праздников, 26 декабря 1916 года. Художник был похоронен в Финляндии. К его гробу была прикреплена пластинка с надписью "Ян Розенталь, умер работая и думая о родине"…

В октябре 1920 года останки художника будут перевезены в Ригу и преданы земле на Лесном кладбище, провожаемые несметными толпами народа…



В 1936 году в Риге отроют памятник Янису Розенталю работы скульптора Буркарда Дзениса...

И ещё один музыкальный фрагмент. Запись совершенно уникальная. "Svarta rosor" - в исполнении - нет, не Элли - а финской певицы Майкки Ярнефельт. Запись 1904-го года. В этот год Элли и Янис поселились здесь, в своём доме, на Альберта,12...

PS
Запись c Майкки Ярнефельд больше на YouTube недоступна, взамен я нашла запись 1906 г. с финской певицей, сопрано Идой Паулиной Экман

image Click to view



Svarta rosor · Ida Ekman
℗ 1906 Gramophone

Музеи, Рига, Янис Розенталь, прогулки по городу, Истории, Живопись

Previous post Next post
Up