Кареты, кальсада и река Тежу

Feb 26, 2017 20:59



Прекрасная Тежу - самая большая река Пиренейского полуострова. Она протекает по территории двух стран - Испании и Португалии. Неудивительно, что у реки два имени - в Испании её называют Тахо. На испанской территории Тахо бежит по провинциям Арагон, Кастилия-Ла-Манча, Мадрид и Эстремадура. Как ни странно, на берегах Тахо-Тежу расположены всего два крупных города - Толедо и Лиссабон, остальные городки - мелкие. Великая река впадает в Атлантический океан в бухту под названием Мар-да-Палья в районе Лиссабона. Мар-де-Палья - "соломенное море". Кто говорит, что залив называется так из-за обилия растительности, приносимой рекой, мне же нравится другая версия: цвет воды в бухте на закате приобретает оттенки золотистой соломы. А ещё в бухте Мар-да-Палья рождаются волны, имеющие совершенно поэтическое название - байладейрас - "балерины". А ещё, в районе Лиссабона устье Тежу пересекается двумя мостами, а между берегами курсируют паромы, называемые касилейру. Лиссабон раскинулся на правом берегу Тежу, а с противоположного берега, с высокого холма город благословляет Христос-Царь.  Монумент возведён в знак благодарности португальского народа Господу, уберёгшего Португалию от вступления во вторую мировую войну.
А ещё здесь, на берегах Тежу, начиналась история Великих географических открытий.




Золотистую на закате Тежу мне увидеть не довелось: начало февраля выдалось хмурым, но днём проглядывало солнце, и река серебрилась.Такой я её и запомнила. Для меня Тежу - серебристая.
На противоположном берегу побывать тоже не довелось. Но вот, читая отзывы путешественников, прибывших в город со стороны Испании, наткнулась на этот:

"... Думаю, нет ни одного города, который бы представал так, как Лиссабон, когда подъезжаете к нему со стороны Испании. Долина реки Тежу простирается в иных местах на полтора лье в ширину и окружена на другом берегу большим городом, который выстроен амфитеатром на холмах, прилегающих к реке, запруженной бесчисленным множеством кораблей с флагами разных стран. Можно написать, что Лиссабон - огромный и прекрасный город, выстроенный на великой реке, что окрестности его очаровательны, а небо прекрасно и воздух благоухает, можно говорить всё это, но нельзя, как бы ни были вы красноречивы, описать словами вид Лиссабона. Моё изумление запечатлелось во мне так, что годы нисколько не изменили его. Мне кажется, я ещё вижу этот великолепный город, его реку, сады, купола, монастыри, особняки, - и всё это освещено португальским солнцем, лучезарным и пламенным... "
Прекрасный отзыв, а между тем, ему уже почти двести лет.

Таким увидела город весной 1805 года Лора Жюно, жена генерала Жюно, посла Его Величества Наполеона. В 1805-м  Жюно прибыл в Лиссабон во главе дипломатической миссии, а два года спустя вошёл в город во главе 25-тысячного корпуса. За эту операцию получил титул герцого Абрантес. Но это уже совершенно другая история.

Стоит сказать, что четверть века спустя Лора написала воспоминания о своей жизни - " Записки герцогини Абрантес, или Исторические воспоминания о Наполеоне, о революции, директории, консульстве, империи и восстановлении Бурбонов", в которых нашлось место и впечатлениям о пребывании в Португалии.



Маргерит Жерар, "Портрет герцогини Д' Абрантес и маршала Жюно"
(Источник: Википедия)

К воспоминаниям Лоры я ещё пару раз вернусь, поэтому помещаю здесь её портрет.

А теперь немного о каретах. В двух шагах от Тежу расположен Музей карет. Собрание музея считается одним из самых обширных в мире - поэтому - как же не заглянуть туда.

... Итак, Музей. Здесь собраны кареты, выполненные лучшими каретными мастерами Италии, Франции, Испании, Австрии и Португалии.
Век живи - век удивляйся. Никогда бы не подумала, что кареты придумали в венгерском городке Коче в середине XV века. Экипажи из Коча довольно быстро завоевали популярность по всей Европе -  а ведь ещё недавно переезды совершались на коне, женщины ездили на ослах.



Самый старый экземпляр коллекции датируется XVI веком. Карета испанская, и именно в ней в 1619 году испанский король Филипп III проделал путь от Мадрида до Лиссабона. Путь неблизкий, и Филипп много лет откладывал важную во всех отношениях поездку - в те годы Португалия находилась под властью испанской короны. Два века спустя Лора Жюно, также совершившая путешествие из Мадрида в Лиссабон, напишет: "Известно, какое мученье дорога, когда вы заперты в движущемся  ящике много дней кряду... ",  "Прибавьте к этому мученье от тряски по скверной дороге... дороги дурны... " Могу предположить, что во времена короля Филиппа дороги были ещё хуже. Да и кареты были не такими комфортабельными - заметьте, что единственной защитой от ветра и холода в карете Филиппа служили шторки. На обратном пути Филипп подхватил лихорадку, да так толком не оправившись от неё, два года спустя скончался.



Карета XVII века. Вполне уже комфортна. В этой карете разъезжала королева-консорт Мария-Франциска Савойская.





Карета Невесты.



А вот и сама невеста - прекрасная Мария Анна Австрийская, сестра императора Иосифа I.
Карета была заказана Иосифом I специально к свадьбе сестры с королем Португалии Жуаном V. Изготовлена, скорее всего, датскими мастерами и доставлена в Лиссабон морем.



"Диски" - просто круть:)



И карета соответствующая. Пышная, фигуры сплошь позолоченные. Габариты впечатляют: длина -7,2 м, ширина - больше 3-х, этакий шатёр на колёсах. Карета - свидетель важных событий в истории Португалии - в 1716 году в ней португальский посол прибыл в Ватикан, чтобы засвидетельствовать своё почтение папе Клименту XI. Тогда, специально к визиту,  в Риме было заказано пять роскошнейших карет, из которых сохранилось три, в том числе эта - Карета Океанов. Два бородатых и лохматых дядьки, пожимающие друг другу руки - фигуры аллегорические - символизируют Атлантический и Индийский океаны. Карета восстановлена в конце 1980-х. Не представляю, сколько времени ушло на её создание, а вот реставрация заняла 4 года.



Путти, диковинные птицы и рыбы, скульптуры в человеческий рост, фигуры бегущих животных... Резьба, роспись, позолота, шёлк и бархат, инкрустация черепаховым панцирем и слоновой костью, кожа, канитель... И всё это для демонстрации могущества и богатства.







Ещё карета - Коронация Лиссабона - из того, триумфального, кортежа 1716-го года в Ватикан.





В общем, что тут говорить - кареты ХVII-ХVIII веков - не просто средство передвижения, а уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.



Полюбуемся ещё немного.











Не колёса, а загляденье. На этом можно рассмотреть 12 знаков зодиака.





Нынче дамы частенько пишут: " Ах! вот бы проехать в старинной карете, да в роскошном платье с кринолином". А вот почитаем-ка мы у Лоры Жюно, какое, оказывается, нелёгкое это дело: даме - в платье с кринолином - проехать в карете.

Дело было так. По прибытии в Лиссабон Лора, в качестве жены посла, должна быть представлена ко двору. Лоре подают карету. На дворе ХIХ век, но, согласно церемониалу, она вынуждена надеть платье с кринолином - "несносные громадины", как пишет Лора.

"... кроме этой чудовищной горы с каждого боку, я надела платье из белого муара, вышитое золотом, с большими золотыми желудями на боках… На голове у меня красовался ток с шестью большим белыми перьями, придерживаемыми аграфом (застежкой). Кроме того, бриллианты были на шее и в ушах… Но надобно было ещё взойти в карету... люди на набережной уже посмеивались, видя странную фигуру, которая выставит то голову, то ногу, то бок и отступает, не имея возможности разместиться в карете, которая была низка для моих перьев  и тесна для несчастных фижм... Жюно... с серьёзным видом старался поместить меня в карету... но, видно, наконец, я нашла нужную точку - села поперек и ещё больше наклонившись чтобы не изломать перьев и не измять прекрасную драпировку платья..."



Иное дело - прокатиться в лёгкой открытой коляске с изысканной формой кузовка. Такие использовались для прогулок по дворцовым паркам и не требовали ношения кринолина.



XIХ век. Скромного вида карета, и только вензель и короны выдают принадлежность к транспорту королевы. Карета Донны Марии II. Внутри обита шёлком жемчужного(!) цвета. А сзади - ящичек для перевозки оружия.



Карета без колёс - на переднем плане
и два простых по конструкции "переносных стула" на заднем, как ни странно, тоже представляют транспорт XIX века. "Стульчики", обитые внутри алым шёлком, использовалось для перевозки переноски женщин, духовенства и для транспортировки больных.





Из "аглицкой земли" карета. Работа лондонских мастеров, 1824 год. Носит громкое название Карета Короны. Своё название получила благодаря короне, расположенной на крыше. Карету адаптировали для церемонии коронации короля Дона Карлуша I в 1889 году, тогда и водрузили на неё корону, а в 1957 году именно этот экипаж подали английской королеве Елизавете II во время её визита в Португалию.



Вторая половина XIX века - на смену тяжелым массивным каретам приходят более легкие экипажи. Ландо, Милорды, Виктории, Фаэтоны...Шарабаны  - для поездок на охоту.



Ландо работы португальских мастеров, ХХ век. С этим изящным экипажем связан один из самых драматических эпизодов в истории португальской монархии. Дверцы ландо хранят следы пуль. В этом экипаже 1 февраля 1908 года были смертельно ранены король Португалии Карлуш I и наследный принц Луиш Филипе.



Почтовый отсек под сиденьем, восемь мест на крыше, два на задней панели, четыре внутри - общественный транспорт второй половины XIX века во всей своей красе.



Мальпост: два купе для пассажиров, ящик для почты посередине.
Использовался на маршруте между Лиссабоном и Порту. Расстояние между двумя городами - чуть больше 300 км; в скоростях позапрошлого века - это несколько дней пути. С началом эксплуатации железных дорог почтовые дилижансы за ненадобностью стали продавать зажиточным семьям. А те использовали их для прогулок в сельской местности или поездок на охоту.



Мужчина рассматривает "Розу ветров", выложенную камушками.



Португальские мостовые называют "кальсадами"
Как-то мне попался стишок про португальские мостовые: "Полосы, линии, кольца и клетки, листья, бутоны, цветы и виньетки..."
А ещё португальские мостовые - это фигурки животных, морские сцены и даже картины известных мастеров, выложенные в камне.







И волны...





Волны, волны, волны...
Волны - наверно, самый распространённый мотив.



Пара слов о португальской кальсаде. Мостовые в португальских городах выложены белыми и черными шлифованными камешками. Традиция мостить тротуары квадратиками базальта появилась в Португалии в середине XIX века, но известно, что мостовые Лиссабона начинали мостить ещё в 1500 году, при короле Мануэле I.
После того, как в 1842 году замостили первую мостовую, идея быстренько распространилась по всей Португалии. И даже по всем португалоговорящим странам. Брусчатка, уложенная более 150 лет назад, прекрасно сохранилась и временами требует лишь лёгкого ремонта. При укладке используются специальные лекала. Сейчас укладкой плитки занимаются специально обученные люди, называемые  "калсетейруш", а вот первую кальсаду укладывали заключённые.





Закат в Лиссабоне.
Красота!
хочу в Лиссабон, опять:)





Музеи, Другие города, Лиссабон, Португалия, истории

Previous post Next post
Up