Повернув с площади Жана Жореса на бульвар Шав, попадаешь в другой город. Неожиданно стихает перебранка подвыпивших бродяг, пропадают из вида маленькие арабские забегаловки, торгующие кус-кусом, со стен домов исчезают граффити. Это бульвар Шав - тихий и буржуазный район Марселя.
Бульвар начинается тоннелем, выходящим из под площади Жореса. По этому тоннелю трамвай, следующий вдоль всего бульвара, доходит под землей до станции метро Noailles.
Благодаря тоннелю, это место любят фотографы. Он также запечатлено в моем любимом фильме "
La Gloire de mon père" по одноименному роману
Марселя Паньоля (вот
в этом фрагменте фильма, начиная с 3:44) . Здесь же, в начале бульвара находился театр -казино, где выступал в начале своей карьеры
Фернандель. Он и родился тут, неподалеку, в доме номер 72. Об этом нам напоминает памятник:
Я прожил на бульваре Шав в общей сложности четыре месяца. Три, а потом, через год, еще один. Когда я туда приехал во второй раз, продавщица в булочной спросила - уезжали куда-то? Давно вас не было видно. Да, говорю, в Москву ездил. А,- отвечает, - ну, с возвращением!. Вдоль бульвара растут платаны. Поскольку я здесь бывал в основном зимой, то видел их вот такими:
Даже странно было увидеть бульвар в зелени, когда, оказавшись в Марселе в мае, я пошел навестить любимые места.
Трудно объяснить, что такого особенно замечательного здесь. Но когда мы жили на рю Дандум, мы не удержались и сходили сюда погулять. Была поздняя осень, было холодно. Как всегда, свернув на бульвар, мы почувствовали обступившую нас тишину и, не побоюсь этого слова, уют.
Было воскресенье, и большинство магазинов были закрыты. Но любимое кафе Le Dernier Metro работало. Всегдашний официант с внешностью пожилого боксера накормил нас ланчем за смешные, по меркам Старого порта, деньги. После бутылки вина возникло чувство, что действительно, мы опять вернулись домой. Люди вокруг были те же что и год, и два назад, и казалось, что нас тоже узнают. Еще через год, когда я был здесь в мае на конференции, я конечно же, снова выбрал день, чтобы сходить в "Последнее метро". Бывалый боксер опять обслужил меня по высшему разряду, и я долго медитировал за столиком, наблюдая протекающую мимо, увы, чужую, жизнь.
Возвращаясь к трамваям: в течение нескольких десятилетий трамвай по бульвару не ходил, и линия была заново открыта осенью 2007 года, как раз во время нашего пребывания. Загодя весь микрорайон был обклеен объявлениями о предстоящем празднике инаугурации трамвая (именно слово "инаугурация" и было использовано). В назначенный день все население высыпало на бульвар наблюдать торжественный момент. Присутствовали также оркестры, уличные театры, всевозможные жонглеры, танцоры, люди на ходулях - все, что нужно для настоящего марсельского уличного праздника. Даже фуршет был, для активистов районной управы.
Первый трамвай встречали музыкой, криками и хлопанием пробок. Это был первый из виденных нами марсельских праздников. Еще немножко о городских праздниках в следующем выпуске.