Посмотрела фильм Авдотьи Смирновой «Связь». И теперь как буриданов ослик не могу выбрать, то ли посмотреть еще умницы Смирновой, то ли обаяшки Пореченкова.
Фильм невероятно тягучий, обертонный требует исключительно внимательного просмотра. Вслушивания в каждое слово в каждую бормочущую интонацию вглядывания в каждую сцену. Текст во всем в позах, жестах, выражениях лиц, мизансценах. Посмотрев уже один раз, случайно попала к экрану без звука и не смогла отойти. Прозрачно все. Читается в рисунке фильма и без слов. Смотрится как шедевр немого кино.
Они любовники. Их тянет друг к другу страсть. Но далеко не только страсть.
Тепло, доверие, принятие, интерес, игра, запрет, тайна, надежда и конечно утрата смысла. А за этим боль и стыд- то нестерпимое, что сжигает изнутри, когда входишь в дом и смотришь на «законную половину». И чем счастливее им вместе, тем мерзее порознь. И хочется - так хочется, обратно туда, где мы вместе, а остальное подождет.
Любовники в ловушке. В душе нет границ. Ей все едино. Люблю и того и этого. И оба умещаются. И все законно. И какая этика, когда, правда, люблю. Нет там никакой этики - именно по тому, что и границ нет. Нет разделения.
С телом все еще проще, ему, телу, была бы искра, будет и огонь.
А вот что делать с сознанием, которое, по сути, дуально. Хорошо - плохо, можно - нельзя, близко - далеко, добродетель - порок, словом сплошная дихотомия на плюс и минус.
Герои решают не решать, и таким образом отдают свое право выбора, тем, кто чувствует себя в праве. Ведь известно, что отсутствие сделанного выбора - тоже выбор. Выбор отдаться на волю волн. Куда вынесет.
Так и живут они расколотые пополам, частью вместе, частью в семьях. Проросшие в долг, в привязанность, привычку, в благодарность, в прошлое, где они сделаны супругами, слеплены ДОЛГой (обратите внимание, какое слово!) общей жизнью, как кропотливым скульптором.
Там в семьях, конечно, что-то произошло, что-то сломалось, или накопились обиды или не совпала скорость изменений, или «дыры» в каждом, которые залатывал брак, как-то заросли. И супруги долго смалчивая, о чем-то главном, постепенно перестали разговаривать. Обсуждать не повседневное, а действительно важное. Забросили своё интимное совместное заповедное. Похерили - как сказал бы огородник. Что означает, запустили, оставив без внимания, не ухаживая, не наполняя.
Наши любовники стремятся на встречу друг другу сквозь время и расстояния, рискуя браками, бередя душу себе и близким, в надежде уйти от вечного вопроса. Кто я в свои 38? За чем я себе, теперь когда внешние задачи, по сути, выполнены (дети ,работа)? Чего я хочу, теперь? Как буду это делать? Чего мне это будет стоить? Именно в этих ответах клондайк смысла, которым можно наполнить брак, если он еще жив, или оборвать, если - уже умер.
Только наши герои, в прочем так же как их супруги, не находят времени погрузиться в себя и прислушаться к новым смыслам, они по привычке идут вовне там, где пора пойти вовнутрь.