"Ты можешь назвать эту песню набором бессмысленных фраз.
Ты можешь заставить меня молчать, сказав, что это приказ."
© "Чёрный цвет солнца"
Вы думаете, я решила написать хвалебную оду группе "Сплин", в целом, и Александру Васильеву, в частности? А вот и нет! И даже совсем наоборот.
Я совершенно не понимаю, откуда взялся этот великий культ "Сплина" и Земфиры. И если судить о творчестве Земфиры я точно не берусь, ибо никогда особо не слушала её (за исключением альбома "Небомореоблака", или как его там?), то вот "Сплин" я очень люблю... тот период, что до начала 2000-х.
Идолопоклонство, устроенное в социальных сетях, заоблачные цены на конценты - что к чему? Почему я пропустила момент, когда "Сплин" вдруг стал мэйнстримовым андерграундом, как бы парадоксально сие ни звучало?
Наверное, я догадываюсь, почему. Потому что в какой-то момент "Сплин" стал пародией на самих себя и превратился в заезженную пластинку и откровенное УГ, которое почему-то изо всех сил продолжают "хавать". ИМХО, разумеется.
Мистический "Коллекционер оружия" 1996 г., взрывной "Гранатовый альбом" 1998 г., "25-ый кадр", ставший культовым, благодаря "Линии жизни" и "Феллини", а дальше... "Новые люди", ага. Из которого лично я выделила для себя лишь "Время, назад!" и "Альтависту".
И вместо:
"Я был один в эти дни,
я мерял их на годы,
и в одночасье сгорел любимый мною город...
Но тут вошла она,
я спутал имена
и стал белее мела.
Война со всех сторон,
а я опять влюблён.
Что ты будешь делать?"
появилось, например:
"Это так похоже на Запад.
Это так похоже на Север.
Это так похоже на запах
никому неизвестных растений.
Это так тише, чем ночью
Это так, как-будто бы..."
и история о том, как здорово делать новых людей. И добавить стало как-то нечего.
После этого слушать "Сплин" я пыталась, но как-то не могла. Естественно, пара исключений была - как тут не вспомнить, к примеру, прекрасный "Маяк" на стихи Маяковского? В остальном же, Васильев, итак славящийся весьма своеобразным образным мышлением в плане написания текстов, всё больше начал становиться похожим на современного Шевчука ("минутка шизофазии").
К слову, та же история с "Би-2". Я заслушивалась первыми альбомами, гремевшими на волне выхода второго "Брата". А потом началась какая-то ересь с редкими вкраплениями годных песен и танцы на своих же костях. Скучно, однобоко, но почему-то крайне дорого и пафосно.
В общем, на лавры музыкального критика я, конечно, не претендую - так, размышляю о наболевшем. Но просто послушайте набившую оскомину в радио-эфире "Танцуй!" и, например, "Иди через лес" и сравните мелодию, стихи (стихи, а не текст!) и настроение...
Иди через лес.
Иди через ягоды, сосновые иголки
к радуге на сердце.
Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду
до самой, до смерти.
Нам сказали то, что мы одни на этой земле,
мы поверили бы им,
но мы услышали выстрел в той башне.
Я хотел бы, чтобы это тело пело ещё,
но озёра в глазах
замерзают так быстро, мне страшно ...
Свяжи все мои нити узелком...
Время поездов ушло по рельсам пешком,
время кораблей легло на дно и только волны,
только волны над нами! Только ветер и тростник...
Всё, что я хотел узнать, я вызнал из книг.
Всё, что я хотел сказать - не передать словами.
Не высказать мне это чудо из чудес...
Знаешь, я хотел уйти с тобою сквозь лес,
но что-то держит меня в этом городе, на этом проспекте.
Я хотел бы, чтобы тело твоё пело ещё,
и я буду искать тебя всюду до самой, до смерти.
Сколько дорог ведёт из дома домой -
об этом лишь Бог весть.
Сколько камней легло вокруг нас,
и вот опять кольцо.
Я много курю, но сквозь сиреневый дым
я вижу мир, как он есть.
Иногда я вижу твое лицо...
А на зелёной траве, на зелёной траве
не спрятать красные маки, не спрятать рисовые зёрна!
А на большой высоте летит самолёт
и посылает нам знаки, что дождь будет скоро.
Нам сказали то, что мы одни на этой земле,
и мы смотрим в небеса,
но небо нас не слышит, небо нам не внемлет...
И я хотел бы улететь с тобою на луну,
чтобы больше никогда
не вернуться на Землю, никогда не вернуться...
Сколько дорог ведёт из дома домой -
об этом лишь Бог весть.
Сколько камней легло вокруг нас,
и вот опять кольцо.
Я много курю, но сквозь сиреневый дым
я вижу мир, как он есть.
Иногда я вижу твое лицо...
PS: И мне кажется, недаром альбом "Коллекционер оружия" многими критиками признан лучшим альбомом группы за всю историю её существования. А на сольник современного "Сплина" я бы не пошла.