Исторический очерк.
Кто изобрел велосипед на самом деле?
Для начала следует отмести всякого рода легенды, упоминающие двухколесное средство передвижения еще в антично-средневековые времена.
К примеру, среди черновиков Леонардо да Винчи, который, как известно, изобрел все вплоть до вертолета и баллистической ракеты, имеется и нечто велосипедообразное. Правда упомянутый черновик считается фальшивкой из 70-х годов прошлого века. На гравюре времен Кромвеля тоже есть предмет, который некоторые энтузиасты пытаются продать в качестве велосипеда. На самом деле там показано землемерное колесо. Также к разряду легенд следует отнести „велопробег“ крестьянина Артамонова с Урала в Москву в 1801 году - типичная история из разряда „Россия - родина слонов“.
Реально изобретателем велосипеда считается барон Карл Драйз из Маннхайма, получивший в 1817 году патент на двухколесное сутройство для быстрого перемещения с использованием мускульной силы ног. Никаких педалей тогда еще не было, ногами отталкивались от земли.
Об обстоятельствах, способствовавших изобретению известно следующее:
В 1816 году во всей Европе случился крупный недород - особенно холодное лето, как следствие извержения вулкана Тамора. В сравнительно благополучной Германии запасов хватило только на то, чтобы худо-бедно прокормить людей, а вот большинство лошадей в эту пору мягко выражаясь откинули копыта. Цены на фураж подскочили так, что позволить себе средство передвижения даже в одну л.с. стало не по карману даже барону. Вот Драйз и взялся за поиск альтернативы, и, надо сказать, преуспел. (Вот если цены на нефть еще раза в два подскочат, так немцы тут же что-нибудь придумают, вот увидите. Но это так, лирическое отступление.) Называлось устройство Драйза первоначально по имени изобретателя „драйзина“. Потом, когда тот же Драйз двадцать лет спустя сконструировал четырехколесный вариант, быстро прижившийся на железной дороге, название перешло на него и дошло до нашего времени как „дрезина“.
Велосипедом назвал свою конструкцию Пьер Мишо (1864). Он же вероятнее всего первым применил педали как средство передачи мускульной силы на ось переднего колеса. Привычная нам сегодня цепная передача с педалей на заднее колесо появилась только в 1878 году.