bei einem Fass voll Reben...
Заголовок из старинной немецкой песни, причем я точно помню, что у нее был и русский текст:
"Сижу я в темном погребке, у бочки полной винной..." и так далее, но в интернете он не находится.
Впрочем, прежде чем попасть в погреб к винным бочкам, пришлось немного поработать по специальности. Это я так в командировку съездил, вероятно последнюю в этом году и совсем короткую. Всего час езды от Вены до виноградников на Лейте, на берегу Новосельского озера.
Виноградники не совсем на берегу - вот тот пригорочек на заднем плане находится между мной и озером. Он называется юная гора (Jungenberg) и широко известен в узких кругах своими уникальными суходолами и степными урочищами. Но смотреть на них надо ехать в апреле-мае, а не в начале декабря.
Пока же я плотно пообщался с владельцем виноградников и его управляющим на темы, как нам увеличить местное биоразнообразие. Виноградарь в этом смысле - большой энтузиаст, адепт культа Деметры и соответственно возделывающий свои обширные сады-огороды без гербицидов и иной вредной химии. В том, что касалось моих узконаучных интересов мы легко нашли общий язык.
Тем не менее он - помещик с огромными по австрийским меркам угодиями в десятки, если не сотни гектар. Да, в западном Капе я видал виноградные фермы и большего размера, но ненамного. А уж у нас в деревне давно привык к тому, что частные виноградники идут полосочками по 3-5 рядов на семью, иногда чисто для личных нужд или в виде бонуса к элитному жилью на горном склоне. А тут реально огромные угодия, северный склон, южный склон, глина, известняк, жирная почва, сухая почва, сорт такой-то, сорт сякой-то. Я то порой думал, что все это - чистый выпендреж, и нормальному человеку по барабану, трехзвездочный ему подают коньяк или пятизвездочный, тем более, что они все равно из одной и той же бочки. Но это обычному человеку, а есть таки специалисты и ценители.
Почвенные разрезы, сделаны на заказ с разных виноградников и вывешенные в фойе к дегустационному залу. В этом же самом фойе - стеклянное окошко в полу - с видом на винотеку, где хранятся готовые к продаже бутылки.
Винотека уходит на два этажа вниз, но это еще не самое впечатляющее. Дегустацию пришлось немного ограничить (я за рулем!), зато хозяин провел меня по куда более интересным помещениям подземного винзавода. Как экологически думающий человек он выстроил все производство внутри холма и заставил силу тяжести работать на себя, где только возможно. Виноградный сок сперва самотеком попадает вот в эти двухэтажные металлические бочки.
Тут из сока начинает бродить молодое вино - штурм. Но на этом процесс, естестванно, не заканчивается. Потому что кроме упомянутой разницы в условиях произрастания и сорте (кстати данный виноградарь делает упор на красные, венгерские сорта в пику большинству других (нижне-)австрийских виноделов, которые увлекаются зеленым (а на самом деле - белым) вентлинским.
Потому что качество и вкус вина зависит еще и от тары.
Классические дубовые бочки-кадки, причем сделаны так, что их между ярусами и погребами с разной температурой хранения может перемещать специальный автопогрузчик. Для этого в холме также есть специальный грузовой лифт на несколько десятков тонн полезной нагрузки.
"Грузинские" керамические кувшины квеври. Или амфоры? Кажется там были и те и другие. И да, для специалистов есть разница - в толщине, качестве керамики, возможности летучим примесям диффундировать через стенки.
А самые дорогие вина мой знакомый хранил в яйце, как царь Кощей.
Вернее - в яйцах, поскольку их там было довольно много. Большая часть пробок были пластиковыми либо стеклянными, не только у амфор и бочек, но и у бутылок - почему-то им винодел доверял больше, чем классическим пробковым.
Чтобы покинуть подземные катакомбы (назвать это сооружение просто погребом язык не поворачивался) надо было пробраться мимо дракона, сторожащего сокровища.
Или пресловутого "зеленого змия" в черно-белом исполнении, тут уж кому как видится!