А не продолжить ли мне рассказ о монгольских путешествиях... если конечно еще не надоел вам этой темой. Тут в мире такое твориться, а я все делаю вид, что оно мне параллельно. На самом деле, когда число представителей собственного вида в пределах досягаемости падает до двузначных величин, а то и ниже, с отрубанием всех дистанционных средств связи в качестве дополнительного бонуса, лично меня посещает некое умиротворение, которым просто хочется поделиться.
Число Данбара - вещь отнюдь не с потолка взятая. Ну или как в известной метафоре Крокодила Данди про блох, которые делят собаку. Да, это тоже лукавство, блохи в наше время слишком кусачи, чтобы их игнорировать...
Ладно, поехали
Как-то меня спросили, насколько это вообще сложно - ориентироваться в степи, и как местные жители находят дорогу. Заявляю со всей определенностью - в степи заблудиться на порядок (или, скорее, на два порядка) сложнее, чем в лесу. Когда у тебя постоянно есть возможность видеть горизонт (в отличие от леса), то в поле зрения обязательно окажется тот или иной приметный ориентир. Человек, задавший вопрос, видимо представлял себе степь плоской, как стол. Может где-то такое и есть, не знаю, но не в Монголии. Формы рельефа на том сравнительно небольшом (всего то тысяча километров) кусочке пути, который мы одолели в первые два дня, были причудливы и разнообразны.
Подозреваю, что у местных все они имели собственные имена, и два всадника, встретившись в степи тысячу лет назад, могли легко объяснить друг другу, что кочевье семьи Эрденебилег в этом году лежит к северу от Большой Черепахи между Зубом Дракона и Медной Плеткой, а старый Саиндовдон увел своих верблюдов на Туул-Гол к Аистиной скале, и доехать туда лучше всего оврагом Трех Волков.
Иными словами, ландшафт можно легко прочитать. Вот к примеру овраги на этом холме похожи на скандинавские руны.
А это - спящий крокодил
Кое-где скалы настолько впечатляющие, что местная индустрия туризма добралась до них и прилепила к особенно живописным небольшой юрто-отельчик.
Со всеми удобствами, чем мы не приминули воспользоваться по ходу дела.
Там, где монголам показалось недостаточно естественных ориентиров, они вполне органично вписали в ландшафт свои культурные ценности. В виде огромного соёмбо, нарисованного прямо на склоне холма.
Ну и конечно кумирни - буддистские ступа и тенгрианские овоо (впрочем, в Монголии буддизм и шаманизм не исключают, а дополняют друг-друга). И те, и другие расставлены на самых заметных местах, но вовсе не обязательно вблизи поселений.
Возле этого овоо на небольшом перевале, а заодно и на границе двух аймаков (провинций) мы остановились, чтобы совершить все необходимые ритуалы, заручиться поддержкой духов земли и неба и гарантировать таким образом успех экспедиции. Забегая вперед скажу, что духи были к нам благосклонны.
Ритуал включал в себя обход овоо по часовой стрелке и разбрасывание зерен, которые наши монгольские коллеги специально для этой цели взяли с собой.
Тут-же появился местный священнослужитель (каменный воробей Petronia petronia).
Как выяснилось, у него было гнездо прямо в овоо и он помогал богам правильно утилизировать жертвенное приношение.
В других местах этим занимались и другие пернатые - вплоть до воронов.
Бивак в степи и стадо кашемировых козочек, пришедших взглянуть на неожиданных гостей.
По-настоящему людно в степи бывает там, где дорогу пересекает речка. Где вода, там и жизнь.
Даже если сама речка по колено и в траве ее не видно. Но она там есть!
Журавли-красавки (Anthropoides virgo). Человекоподобные девы, если переводить латинское наименование буквально!
До настоящей пустыни Гоби мы в этот раз (опять) не доехали, но временами местность бывала уже довольно (полу-)пустынной.
"Аркозный" песок - получается из гранитных скал, которые буквально рассыпались в прах на месте, от резких перепадов температуры и влажности. Ни ветер, ни вода еще не успели рассортировать пещинки по плотности - слюда, полевой шпат и кварц так и лежат вперемежку сохраняя гамму цветов исходной горной породы.
На песке как-то умудряется расти и даже цвести донтостемон (Dontostemon integrifolius) - мелкая эфемерная крестушка.
На исходе второго дня пути на горизонте замаячили Алтайские горы
Продолжение следует