в прямом смысле слова!
То есть наваял очередную главу о формах и особенностях применения этого сельскохозяйственного устройства.
После того, как мы долго собирали материалы об особенностях сенокошения в альпийских высокогорьях (предыстория вопроса тут:
https://le-ra.livejournal.com/197264.html), это вполне логичный шаг.
Особенности рельефа/климата таковы, что очень многие приальпийские места, там где облака встречаются с горными склонами - чрезвычайно влажные, с суммами годовых осадков за тысячу, а то и за полторы тысячи литров на квадратный метр (есть наоборот - чрезвычайно сухие внутреннеальпийские долины, но там много сена не накосишь). В общем, с большим трудом накошеную траву нужно сушить, а значит - активно ворошить, а для этого потребны вилы.
Вот такие специальные вилы - с тремя загнутыми когтями, двумя длинными и еще одним чуть более коротким, эдакая птичья лапа. Иногда когти усилены металлическими накладками, чаще - целиком деревянные, из твердых пород типа можжевельника или кизила. Конструкция именно для сушки сена, ни для чего больше. И сложилась она исторически довольно давно, еще в раннем средневековье.
Откуда мы об этом узнали?
А вот с такой вот фрески XIV века.
Стрелочкой отмечен тот самый девайс, о котором речем. Как же вилы попали на картинку? А вот это отдельная очень интересная история, на которой стоит остановиться подробно.
Примерно веке эдак в XIII или даже чуть раньше в странах вокруг альпийского хребта - от Савойи и Юры на западе до Штирии и Карниольской Марки на востоке (и практически только там) сложился особый канон церковных изображений, как правило - фресок, который принято называть воскресным Христом. Не воскресшим, а именно воскресным, или, если переводить буквально - Христом выходного дня (Feiertagschristus). В отличие от дней будних, Христос там не влачит свой крест и тем более не висит на нем, а стоит рядышком, прислонившись или облокотившись на него в довольно свободной или даже расслабленной позе (если не считать обильно кровоточащих дырок от гвоздей и копья - было бы совсем хорошо!)
Смысл сего изображения состоял в том, чтобы напомнить местным крестьянам о необходимости соблюдать шаббат и в выходные дни после церковной службы идти бухать, а не вкалывать отдыхать телом и духом. Про шаббат я не случайно упомянул - в средние века во многих приальпийских общинах выходным днем была именно суббота, а не воскресенье. Впрочем, кроме еженедельных выходных было еще и множество отдельных религиозных праздников, дней всяких разных святых (в каждой местности - своих), так что общее число нерабочих дней в году доходило до 120 (!). А картинка с выходным Христом призвана была объяснить неграмотным крестьянам, какие именно виды деятельности подпадают под запрет (понятно, что кормить и доить скотину нужно каждый день, а вот все остальное...) Короче, Христа стали изображать в окружении инструментов и аттрибутов различной хозяйственной деятельности, заниматься которой в выходной день или церковный праздник - великий грех.
В качестве примера - одно из самых подробных и хорошо сохранившихся изображений выходного Христа из церкви Канцианов в Каринтии, совсем неподалеку от основного района наших исследований.
Вилы - инструмент несомненно бесовский - присутствуют даже дважды, металлические для рахления земли и те самые деревянные для сушки сена, с которых я начал. И куча других предметов, не все из которых поддаются однозначной идентификации. Я опознал двое ножниц, два рубанка, челнок, плотницкий инструмент (топор, долото, ошкуриватель), топорик мясника, мастерок, клещи, мялку для льна, косу, лопату, грабли. Кто хочет, может дополнить список. Меч и арбалет тоже присутствуют - лишать ближнего жизни в выходной день, согласитестесь - моветон. Вот в будние - совсем другое дело! По низу картинки - боронильщик, сеятель и, возможно, купец - типа нехорошие люди, тоже должны бы отдыхать.
Про воскресного Христа мы с Жигой не случайно вспомнили именно в главе про сено и вилы. Именно по отношению к вилам соблюсти табу оказалось труднее всего. Если плотнику +/- все равно, в какой день тачать свои балясины, да и сев можно при желании отложить на денек-другой, то с сеном все намного хуже. Если уже скошенную и частично подсохшую траву польет дождичком и ее после этого не переворошить или вовремя не сметать в стога, то она во влажном горном климате моментально начнет плесневеть. То есть день промедления может обернуться довольно существенными потерями, вплоть до риска, что сена не хватит до весны и скотина передохнет с голоду. Так что наиболее практичные крестьяне на запрет иногда клали болт. Монахам из аббатства это активно не нравилось, они разражались грозными проповедями, но добраться до отдаленных горных хуторков им было не так то просто. Как и в случае с медом (
https://le-ra.livejournal.com/209842.html) строгость запретов с лихвой компенсировалась невозможностью контроля за их соблюдением.
Распространение Реформации, особенно радикального, кальвинистского толка в Швейцарии тоже внесло свои коррективы. Во-первых, кальвинисты хотя и окончательно утвердили воскресенье в качестве обязательного выходного (церковного) дня, зато поотменяли кучу католических праздников, уменьшив число нерабочих дней в году до 70. Одно это мероприятие серьезно подняло благосостояние и швейцарцы начали богатеть на зависть католическим соседям. Во-вторых, с этого времени иконы отдыхающего Христа больше уже не пишутся - толи считалось, что крестьяне теперь и так грамотные, толи просто сочли не соответствующим времени.
Хотя и пятьсот лет спустя некоторые из старожилов Краины, у которых Жига брал интервью, относились к соблюдению запретов выходного дня вполне серьезно и с некоторой долей фатализма говорили что-то типа "Б-г послал дождь, пошлет и солнце". Правда, хозяйственная деятельность оных старожилов приходилась на вторую половину ХХ века, когда даже в отдаленных деревнях Карниолы у крестьян была возможность прикупить комбикорн на стороне, если собственного сена окажется недостаточно.