Сицилия - гористый остров. Половину (восточную) северной стороны треугольника Тринакрии занимает горный хребет с вершинами свыше полутора километров - т.е. с выходом в субальпийский пояс, снегом каждую зиму и лыжными курортами.
Это все не считая Этны, которая вулкан и соответственно намного моложе этих гор, и вообще никак к ним не относится. Горы, о которых идет речь - складчатые - продолжение южных Апеннин. Их сейчас принято называть сицилийскими Аппенинами, а раньше - горами Неброди. Впоследствии название Неброди сохранилось за центральной частью хребта, а западный, самый высокий и несколько изолированый участок этой горной цепи назвали Мадония (Мадони). Именно в Мадонии находится главная вершина с "кулинарным" названием Пиццо Карбонара (Pizzo Carboinara). Могу поспорить, что некий козел отнесет данный пост к категории "еда". Но бох с ними, с козлами, Пан им судья...
Пик высотой в 1979 м отлично соответствует понятию островной горы (во всех смыслах слова). Такие горы привлекают не только любителей горнолыжного спорта и искателей гномьих сокровищ, но и
охотников за эндемичными растениями. Если одна группа эндемиков на Сицилии сформировалась на жарких и сухих скалах западного побережья (эдакие недоафриканцы, ближайшие родственники которых живут на южном берегу Средиземного моря), то вторая группа эндемиков - условные "северяне" верхнего горного и субальпийского пояса. Некоторые виды из этой компании по старой памяти носят видовые эпитеты nebrodensis, хотя в горах Неброди в узком смысле слова они сегодня уже не встречаются, а сохранились в основном в национальном парке Мадони.
Первый из встреченых нами подобных экзотов - Астрагал небродский (Astragalus nebrodensis)
Долго искать его не пришлось - в том единственноим месте на свете - парке Мадони - где этот вид встречается, он растет буквально на каждом шагу.
Род Астрагал - один из самых богатых видами. Существует куча разных форм. В данном случае - это в меру колючий, плотный кустарник, который цепляется за склоны горы. Цветы - типично бобовые, но довольно бледные - спрятаны между листьями, не сразу и разглядишь.
Главной же ботанической достопримечательностью нацпарка считается Сицилийская Пихта (Abies nebrodensis). На самом деле это классический "Flagship species" - крупный, заметный или еще как-то примечательный вид, вокруг которого можно организовать компанию для широкой публики. Это нормальная практика: к примеру, если надо сохранить большие площади уникальных китайских лесов - ищите большую панду. Под нее и деньги охотно выдадут и вопросов меньше зададут, чем если вы захотите просто сохранить весь лес целиком вместе с не менее интересными, но никому кроме пары специалистов нафиг не здавшимися цветочками/букашками.
У сицилийской пихты, как и положено "флагману" - драматичная история. Дерево это (по внешнему виду абсолютно ничем не отличающееся от обычной европейской пихты Abies alba) когда-то было составной частью верхнего лесного пояса в сицилийских Апеннинах. Европейская пихта своим ареалом доходит почти до Калабрии (самого носка апеннинского сапога), но формально через мессинский пролив не переходит, так что сицилианцы имели основания утверждать, что у них есть свое эндемичное дерево. Правда, благодаря интенсивному использованию наличных лесных ресурсов, к началу ХХ века вид считался вымершим. В пятидесятые годы в Мадони удалось обнаружить несколько живых деревьев и вокруг них моментально организовами охранную зону. К настоящему моменту на участке чуть больше километра в поперечнике имеется около двух дюжин взрослых деревьев + подрост.
Разумеется, мы не могли не почтить своим вниманием сею достопримечательность и отправились на паломничество к пихте.
В начале пути - доска с подробными разъяснениями (вплоть до результатов генетического анализа) почему сицилийская пихта - такая особенная. А то некоторые польские ученые имели наглость утверждать, что никакой это не отдельный вид, а всего лишь подвид пихты европейской. За такие кощунственные речи от горячих сицилийских парней можно и схлопотать... Нет, это их собственная, отдельная, национальная пихта - и баста!
Дорога к пихте (тропой это сооружение назвать язык не поворачивается) вьется вдоль склона горы в обрамлении подушек астрагала и других эндемичных кустарников, на которые никто не обращает внимания.
Скорее замечают красоты горной местности вокруг
Хвойные деревья горного пояса - то, что раньше должно было быть занято пихтами - сегодня представлены атласскими (западными) кедрами Cedrus atlantica.
На подходе к заповедному участку тропа становится уже и заметно круче. Охраняет ее горный тролль (или моай, а может быть и отпрыск титанов)
И вот наконец - пихта!
Распознается еще на подходе по белым пакетам, надетым на кончики веток.
Так тут блюдут "чистоту нации" - опыление должно осущетсвляться только пыльцой своего вида. Пыльца хвойных - исключительно летучая. К примеру пыльцевые зерна обыкновенной пихты из Альп можно найти в кернах торфа из болот на севере Германии. Так что долететь из Калабрии или южных Апеннин до Сицилии она может тем более. К имбридингу же растения в целом не очень чувствительны. По крайней мере взрослые экземпляры сицилийской пихты исправно плодоносят.
Снизу дерево особо не впечатляет - пихта как пихта.
По дороге к пихте и во время экскурсий в парке Мардони нам попалось множество куда более интересных травок:
Вот к примеру безхлорофильная (паразитическая) орхидея - Лимодорум недоразвитый (Limodorum abortivum)
На самом деле все у нее доразвито - она паразитирует на грибке, который в свою очередь находится в микоризной связи с окружающими деревьями и таким образом получает все необходимое для жизни.
Ареал Лимодорума весьма обширный - не ограничивается Сицилией или Средиземноморьем, а доходит до Кавказа, а на севере - до Чехии и Германии, но растение везде редкое и краснокнижное.
Василистник калабрийский (Thalictrum calabricum) - "полуэндемик" - ареал включает кроме Сицилийских еще и южные Апеннины на полуострове Калабрия.
Похож на знакомый многим Василистник водосборолистный, но мельче и филиграннее.
В группе круглолистных (мучнистых) рябин - род Aria - тоже есть свои экзоты. Вот этот, согласно итальянской флоре - очередной эндемик, Aria madoniensis
У него на сегодняшний день еще нет типовой фотографии в iNaturalist и GBIF. Может эту возьмут?
Вот для этого эндемичного Шлемника (Scutellaria rubicunda) - взяли.
В настоящий момент это мое наблюдение - единственная фотография дикороса в GBIF (остальное - гербарные листы)
А с этим мелким представителем группы жабников (род Filago/Logfia) - еще интереснее. Есть высокая вероятность, что это новый, еще не известный науке вид.
Гербарный лист лежит у шефа, он его как раз изучает и пытается определить. Если не сможет - будем описывать. А фотка приложится к голотипу! :)
Так что охота удалась! И по окончании оной мы все-же пошли есть пиццу (ну как в Италии без нее?). Но не карбонару, а трапанезе - это такая, где к томатному соусу подмешивают молотых миндальных орехов. Кому как, а мне понравилась!