Надо сказать, что в бытность мою студентом Кристианы Альбертины я кроме биологии регулярно посещал занятия на геологическом факультете и много тусовался c тамошним людом. И определенную специфику прочувствовал, особенно с поправкой на региональный характер. Геологам полагается, хотябы на первых этапах обучения, лазать по горам и постукивать молоточками по всяким твердым породам в поисках ценных минералов. А с горами в Шлезвиг-Гольштейне полный швах.
Со стороны северного моря местность вообще плоская как стол, так что даже прилив/отлив заливает полосу шириной в десятки километров (а заливало бы еще больше, если бы не дамбы). Дамбы же, равно как и редкие дюны, остаются самыми высокими точками ландщафта почти до середины страны, постепенно сменяясь ледниковыми холмами. Ближе к балтийскому побережью рельеф начинает напоминать Валдай или Климско-Дмитровскую гряду - те же оглаженные временем моренные холмы и озера между ними. Холмы практически нигде не превышают сотни метров над уровнем моря, а как правило и до этой черты не дотягивают. Самое забавное, что если всего этого не знать, а взглянуть на административную карту федеральной земли (ту, где никакой рельеф не указан, а только прописаны названия отдельных деревушек-селушек и мест между ними) то можно прийти к прямо обратному мнению, что как минимум вся восточная часть страны - сплошной горный хребет. Все дело в этимологии. Аборигены в свое время обозвали горой (Berg) практически все, что выше кротовины или болотной кочки. Так на карте появились Голштинская Швейцария, город Bad Segeberg горный Массив Бункс (Bunksberg), Гора Шеера (Scheersberg) и многие многие другие. Даже две кучки песка на острове Фемарн - Hinrichsberg (27,2 m) и Wulfener Berg (26,5 m) умудрились обозвать горами.
Как относятся настоящие "крутые" геологи (которые любыю четвертичку/ледниковые отложения иначе как грязью не именуют) к таким, с позволения сказать, горам, думаю, объяснять не нужно. Ближайшие собственно горы - это Гарц. Туда геологов регулярно возят на практитку, но это случается уже на курсе третьем-четвертом. А вводный курс общей геологии читают на 1-2. И в конце - довольно серьезный экзамен. Сдает девица из местных, эдакая фризка-блондинка, неизвестно каким ветром занeсeнная на геологический факультет. Сдает ни шатко ни валко, где-то что-то знает, но в основном плавает и профессору глазки строит. Тому процесс потихоньку надоедает и следует последний дополнительный вопрос: "Назовите основные горные системы Германии". Дeвица светлееет лицом (уж это то я знаю!) и бодренько начинает перечислять - Bunksbergmassiv, Hüttener Berge, Fröruper Berge и далее по списку все ледниковые холмики между Гамбургом и датской границей. Профессор сидит и тихо офигевает. Потом, улучшив паузу, почти цитируя Винни-Пуха ("а что, правда совсем ничего не осталось?") пытается навести кандидатку на мысль, что Германия как бы простирается и еще немного дальше к югу, и там где-то тоже обязательно должны быть горы. Девица долго морщит лобик, и в конце концов извиняющимся тоном выдает "Альпы?"
Занавес.