Для тех, кому действительно интересно - перевод комментариев к
Статье Мэри К. Грир о картине Лукаса ван Лейдена "Ворожея", более подробный разбор полётов.
Александра Нагель: Мэри, извини, но твои аргументы меня не убедили. Например, вы делаете два предположения в этом предложении: «Цветок, который мужчина передаёт женщине на картине («розовый» - символ верности в любви?), может символизировать передачу власти и любовь к народу Нидерландов, представленному фигурами на заднем плане».
1. Розовый «символ верности в любви»? - насколько общепринятым было такое объяснение в Лейдене начала 16 века? Насколько я знаю, оно не часто встречается. Розовый цвет символизирует помолвку между мужчиной и женщиной, либо то, что я бы назвала «христианской любовью». 2. Цветок, представляющий передачу правления и любви к народу Нидерландов - это весьма новая интерпретация, как мне кажется, она не подтверждается другими картинами и свидетельствами. И тут же: вы более или менее косвенно определяете людей, одетых в простые одежды, как народ Нидерландов, но можете ли вы подкрепить это определение материалом других картин со схожим символизмом?
Ещё два предложения:
- «Маргаритка на платье женщины указывает на её имя». Насколько я знаю, в литературе по истории искусства нет точного указания, какой именно цветок изображён на корсаже. Когда я увидела эту картину в Париже, я не смогла понять, что это за цветок - прорисовка слишком мелка. А тут он уже превратился в маргаритку. Другими словами, возможно, это допущение, созданное именно с целью идентификации женщины как Маргариты Австрийской.
- «На портрете Филиппа Красивого (левая иллюстрация выше) мы видим украшение и шляпу, весьма похожие на те, что носит мужчина в «Ворожее»….». Существует много портретов, на которых мужчины изображены в похожих шляпах и с похожими цепями на шее. Мужчину на картине же сравнивают ТОЛЬКО с Филиппом Добрым. Если вы возьмёте портрет другого человека в шляпе и с украшением на шее, то столь же вероятно утверждать, что на картине изображён именно этот мужчина. Определённо, на многих портретах можно встретить мужчин в похожих шляпах и с похожими украшениями, иногда даже с гвоздикой (розовой) в руках, если это портрет для помолвки.
Кроме того, если женщина на переднем плане - Маргарита Австрийская, то как объяснить столь открытое платье? Ни на одном другом портрете Маргариты, из тех, что можно найти в Интернете, она не изображена в одежде со столь глубоким вырезом. Почему же Лукас ванн Лейден стал бы изображать эту высокородную даму в таком «открытом» одеянии?
Картина, на которой изображена женщина и мужчины, играющие в карты, в Мусео Туссен-Борнемисза в Мадриде - копия с оригинала Лукаса ванн Лейдена, и музей же даёт объяснение, которое свидетельствует о том, что ваша интерпретация - лишь одна из возможных: «Ещё одна версия - борьба между двумя мужчинами за сердце дамы. Идеально сбалансированная композиция, игра света и точность прорисовки являются наиболее характерными чертами полотна». Предлагая лишь одно объяснение, вы как бы «подстраиваете» его так, чтобы оно соответствовало интерпретации первой картины Лукаса ванн Лейдена. Для меня этой аргументации недостаточно для того, чтобы весьма гипотетическая идея выглядела обоснованной.
Мэри Грир:
Признаю, что я увлеклась, и критика выше - вполне справедлива.
Прекрасный вопрос о цветах. Александра в своей статье для Общества игральных карт показала, что в других картинах фландрских мастеров 15 века гвоздика символизировала помолвку. Так что на картине могло быть отражено именно это событие, и ничего более. Однако я нашла отсылку к более древней форме слова «гвоздика» (carnation) - “coronation” (коронация) (Словарь символов и воображения, Эд де Врие, опубликован в Амстердаме, 1974 г.).
Вырез на платье действительно более глубок, чем обычно изображалось на других портретах Маргариты, но не настолько, чтобы 14летний мальчик не мог именно так изобразить трагично-романтичную фигуру женщины, которую все любили. Возможно, у него были только те её портреты, что были созданы в более раннем возрасте, до вдовства. Отороченные мехом рукава одежды двух главных персонажей указывают на то, что они принадлежат к аристократии, и отличают их от прочих людей, изображённых на заднем фоне. И кто бы стал изображать кабацкую проститутку с золотым крестом на груди и в платье, отороченном мехом?
Также интересно и то, что гравюра 19-го века называет мужчину эрцгерцогом Австрийским - одним из титулов Филиппа на момент его смерти. Интересно, откуда возникло такое допущение.
Возможно, стоит взглянуть на другие картины того времени, где изображены мужчины с похожей стрижкой и красной шляпой. Филипп изображён именно в такой шляпе по крайней мере на одной картине.
Основным вопросом для меня остаётся, конечно, то, изображен ли на картине процесс предсказания будущего по картам. Нет никакого указания на то, что ещё кто-то из персонажей картины участвует в игре, также нет никаких свидетельств о том, что на тот момент существовали карточные игры для одного - до того самого момента, когда 300 лет спустя не был изобретён солитер.
Фигура Шута весьма интригует - возможно, это ключ ко всей истории. Он - единственный, на кого смотрят другие, как минимум четверо из двенадцати. Александра предположила, что женщина предлагает ему чашу (выглядит, скорее, как тарелка?) вина, но сложно сказать, что именно происходит.
Александра Нагель:
«Некоторые учёные считают, что название гвоздики “carnation” происходит от слова «коронация» (coronation) или «корона» (corone), по аналогии с цветочным венком. Другие считают, что это название - от латинского “caro” (р.п. - carnis) (плоть) из-за цвета цветка, либо от incarnation (воплощение), соотносясь к воплощению Бога во плоти».
«Розовые гвоздики имеют символическое и историческое значение. Согласно христианской легенде гвоздики впервые появились на Земле, когда Иисус нёс крест. Дева Мария проливала слёзы над участью Иисуса, и гвоздики выросли там, куда падали драгоценные капли. Таким образом розовые гвоздики стали символом неумирающей материнской любви».
Мэри Грир:
Мой друг таролог Сюзан Левитт написала мне: «Поза женщины по иконографии соответствует Благовещенью, но здесь белая лилия - духовный символ архангела Гавриила, - заменена на светский розовый цветок».
Светское благовещенье! Для меня это больше соответствует принятию Маргаритой власти в качестве правителя Нидерландов (мать народа) после смерти мужа и брата, чем простому факту замужества или материнства.
Конечно, возможно, это лишь портрет на помолвку неких неизвестных людей.