Оригинал статьи находится
тут Если вы живете в Петербурге, то наверняка не раз слышали истории, как после смерти чьей-нибудь бабушки в закромах обнаруживались запасы давно сгнившей крупы и 20 лет назаз потерявшей свои питательные свойства тушенки. Синдром блокадника это называется. Возникает у людей, переживших длительные лишения, голод, разруху... войну. А в странах, где такие периоды длились достаточно долго, кухня становилась экзотической: жабы, змеи, собаки, личинки. Критерии отвратительного в такие времена подвергаются пересмотру, и, если воздействие трагедии не проникло до самых корней нации, а пересмотр оказывался временным, то это могло привести к довольно неожиданным последствиям. Резкий излом и расходящееся эхо войны... Пожалуй, я претендую на разгадку частички русской души в этой статье.
Лень - это скрытый от глаз путь от воодушевления к отвращению
Давайте для начала взглянем на человека в плену лени (или прокрастинации) со стороны. Видно, что он мается, что ему некомфортно с самим собой, что он многого лишает себя своей ленью. Как только в нем на время побеждает импульс что-то наконец сделать и "начать жить" (ага, с понедельника), то рано или поздно вслед за ним обязательно вылезет отвращение к взятому на себя делу. Это можно отследить по выражению лица при мысли о продолжении дела - гримаса из прищуренных глаз (чтоб "ядовитые" брызги не попали), сжатого рта (с той же целью) и сморщенного носа (чтоб запах внутрь не проник). Может быть, он даже верит вначале в то, что делает, может ему хорошо это делать, однако кончается все всегда одинаково - отвращением к делу, чувством мучительного бессилия и вины перед собой прежним (который хотел, планировал, вложил много сил) за то, что все усилия ничем не закончатся снова. Сначала энергия и воодушевление - потом отвращение и опустошение... а в середине что? Сходу так и не ответишь.
Отвращение возникает, когда съел слишком много, не заметив своего удовлетворения.
При лени отвращение возникает незаметно, как бы ниоткуда. Вроде б дело, полезное, раньше нравилось, а тут на тебе. Фокус какой-то. Прочувстововать момент появления отвращения у "ленивого" человека не получается. А было б так здорово... уметь останавливаться вовремя и переключаться на другое дело, более важное и более полезное и приятное. А наш гипотетический тунеядец этого не умеет, он будет тянуть резину, имитировать энергию и всячески ходить вокруг да около, когда пора переключиться. Если даже просто смотреть на такое зрелище достаточно долго, начинает "укачивать" и подташнивать. Здесь нам поможет чисто теоретическое знание, что отвращение является с одной стороны базовым чувстовом, а с другой - обратной стороной удовлетворения. Лекарство в огромных дозах превращается в опасный яд, а на ядовитое наш организм привык реагировать отвращением. Отвращение по сути является сигналом, что ты ешь (поглощаешь, принимаешь, покупаешь) больше, чем тебе действительно полезно. На отвращение естественной реакцией является отторжение, желание выкинуть, избавиться, ускользнуть... как раз то, что видишь в поведении человека во власти лени, особенно если его к чему-то принуждать. Чтобы отторжения не возникало, нужно уметь останавливаться, как только насытился, а с ленивым именно этого и не происходит. Ленивый человек не замечает, что он насытился, и может испытывать удовлетворение, он продолжает есть/делать через силу и естественным образом попадает в плен своему отвращению и желанию отторгнуть. На этом остановимся и отметим, что причина лени в неумении отмечать свое удовлетворение.
Ленивец глазами близких. Врет, использует и возмущает!
Теперь давайте посмотрим на ленивого человека глазами близких людей, которые о нем заботятся и желают добра (поначалу). Сама эта статья родилась из одного такого наблюдения... Давайте представим себе, что рядом с нами ленивый человек, и нам нужна его помощь. Если он уже во власти отвращения и желания отторгнуть все лишнее, то просьба о помощи тут же натолкнется на кучу отмазок, уверток и заяв, что "нет никаких сил", предъявление своей беспомощности... причем какое предъявление: активное, артистичное, изобретательное, практически неутомимое! Очевидно же, что слова про отсутствие сил - это ложь, а для отвращения в нашу сторону нет никаких поводов! При этом нас завуалированно "посылают"... Ты ему все, а он в ответ такое... неблагодарная скотина, и это еще мягко сказано! Возмущению нет предела. Это же практически предательство. Особенно в тот момент, когда помощь действительно нужна (в другие моменты можно избежать просьб о помощи к ленивому человеку). Факт в том, что у него есть силы, а тратит он их не на помощь, а на борьбу с близкими! Как собака на сене. Запас сил имеет, а тратить сознательно на полезные вещи не хочет ни при каких условиях!
Близкие ленивца тоже "в пути", от возмущения к чувству долга
После своей лжи и мелкого постоянного предстельства ленивец еще рассчитывает на то, что о нем продолжат заботиться, а он будет и дальше поглощать все в неумеренных количествах, а он будет в ответ выплескивать свое отвращение. Ага, сейчас... И тем не менее отношения на этом не рвутся, побеждает "чувство долга" и жалость, и они продожаются сквозь сжатые зубы в надежде на что-нибудь в будущем.
Между собственным возмущением и принуждением себя продолжить делать то, что "дОлжно", также есть какой-то неуловимый момент... переход от того, что хочется сделать, к тому, что не ведет к решению проблемы. По факту в этот промежуток времени ленивец как раз в приступе отвращения изображает бессилие и вызывает к себе жалость. А близкие из предъявленного реагируют на важное для них чувство бессилия, а на отвращение внимания не обращают. С таким букетом чувств из жалости, скрытого отвращения и превосходства у нас в переходах метро принято милостыню подавать сирым и убогим. Т.е. близкие (я прежде всего родителей имею в виду) помимо удовлетворения и отвращение тоже не замечают, продолжая свою линию поведения.
Зачем делать больше, чем нужно? Зачем иметь больше, чем нужно?
Вот тут мне и помог образ бабушки-блокадницы из предисловия. Она ясно ответ показала: "Чтобы приготовиться к новому катаклизму, к новой возможной трагедии". И тогда петух в темечко клюнет, рак на горе свистнет и Илья-Муромец с печи поднимется. Поднимется, и все свои запасы многолетние вложит в самое важное дело в жизни. Как раз те ощущения силы и свободы, которые ленивец испытывает, когда берется за новое дело. Однако вернемся к бабушке. Ее "заначка" не на пустом месте родилась, а из желания ни за что в жизни больше не попадать в однажды прожитый голод и отчаяние. В тех ситуациях упомянутые нами удовлетворение и отвращение были настолько несущественными ("голод не тетка"), в сравнении со страхом смерти и тревогой, что они вообще оказались задвинуты на дальние задворки сознания. Война кончилась снаружи, а боли и тревоги внутри осталось столько, что на изживание их ушла вся оставшаяся жизнь, до потерянных отвращения и удовлетворения дело даже не дошло.
Дети и их мама, не чувствующая ни отвращения, ни удовлетворения
Мама, в данном случае, - это наша знакомая бабушка в молодости. Дети ее - это послевоенное поколение, и часть их потомков, кто воспитывался бабушками.
Давайте взглянем на то, как ребенок взаимодействует с таким родителем. Представим, что мама сыну поручила убрать постель. Поручила в тревоге, через непрожитую боль. Выполнить нужно срочно, ведь завтра может снова начаться война (которая уже сейчас живо стоит перед мамиными глазами)! К этому времени нужно быть сильным, подготовленным, умелым... а не таким, как встретила ее сама мама. Представим теперь, что постель сын-таки убрал. Какая будет у мамы реакция? Похвала? Радость? Удовлетворение и разрешение остановиться в этом деле? Думаю, что нет. Вероятнее всего сын увидит тревожный поиск недостатков в результате его дела или следующее поручение. Нужно готовиться, нужно запасаться.
Ребенок, мама и мирное время
Ребенок сталкивается с тревожной "боевой" мамой и не видит тех ужасов войны, которые управляют маминым поведением. Он видит, что любой результат его работы не приносит удовлетворения маме (и самому себе, потому что мама не даст расслабиться). Он с каждым новым делом все лучше и лучше учится не испытывать удовлетворения. Он получает все плоды маминого непрерывного и тревожного труда, все витамины и игрушки, которые должны ускорить его рост и развитие, чтобы успел вырасти полноценный солдат. Он привыкает поглощать все, что приносит мама, несмотря на свое чувство удовлетворения. Однако ему не настолько больно и не настолько голодно, чтобы подавлять чувство своего отвращения к сверхдозам заботы и благ. А поскольку это чувство мама также не замечает, то приходится использовать более действенный метод - беспомощность, которую мама с готовностью видит в малейших ошибках и случайностях. Так эти два чувства сливаются в единое переживание - беспомощное отвращение, чувство "отравленного" заботой.
Питательные психологические консервы
Кроме этой отравленности также может возникнуть еще один феномен. Ребенок, понимая, что результат его работы будет оспорен в любом случае, хорошенько это запоминает и, приступая к новому делу, сразу же резервирует силы на отстаивание полученного результата. Иногда у него возникает выбор: либо выложиться в погоне за результатом полностью и обессилеть, или сдаться заранее и сохранить свой психологический Неприкосновенный Запас на финальное сражение с мамой. Из-за этого НЗ слова о бессилии становятся ложью. Силы на сопротивление маминой тревоге все же есть. Даже когда мамы нет рядом. Даже когда дело важнее всех прочих. Даже когда очень хочется выложиться полностью и достичь совершенства. И когда встречаешься (вспоминаешь, сам себя ругаешь) с маминой реакцией возмущения на свою ложь, то запас сил оказывается к месту. Ситуация лишь подтверждает адекватность такой лжи.
Пора бы уже закончить эту гражданскую войну
Однако, далеко не каждая встреча с тревогой требует энергии на защиту, как в те дни, когда ты полностью зависел от близкого человека во власти тревоги. Взрослый человек, в отличие от ребенка, уже имеет хотя бы теоретическое право выйти из тревожного места в более безопасное. Его личность более устойчива и у него гораздо больше вариантов получить поддержку... даже если мамина тревога проникла внутрь и возмущение своей ленью и ложью чувствуется как собственное. Внутренний конфликт между тревогой и отвращением решить намного проще, потому что ты управляешь абсолютно всеми "солдатами" (чувствами, мыслями, поступками) в этой гражданской войне. Кроме того, внутренний конфликт имеет еще одно преимущество перед внешним. На каждую "менее старательную" попытку мотивировать себя тревожно-возмущенным пинком вы обязательно будете чувстововать все меньше бессильного отвращения и все больше контакта с удовлетворением, спокойством и уверенностью в своих силах.
Пусть данная статья будет первым шагом к взаимному разоружению внутри вас. А целостность чувств поможет вам достойно прожить трудные времена, если они таки наступят.
пс: Русская лень и история войн
Хочу отметить, что подобного рода конфликт из отвращения и тревоги скорее родится в семьях победителей достаточно редких войн за сохранение своих территорий. Наличие в истории больших периодов военной экспансии или тотальных поражений больше резонируют с чувствами истинной беспомощности, а также виной и стыдом. В Росссии же редкие всплески мобилизации (Наполеон, Гитлер) привели к вытеснению отвращения и неумению вовремя останавливаться в делах, что создало необходимость для поддержания "запасов психической энергии", т.е. лени.
ппс: Хочу поблагодарить А.Ю. за помощь в исследовании ключевого момента данной проблемы.