Про фильм "Легенда о Барни Томсоне" и Карлайле-режиссёре

Dec 04, 2017 07:49

Не так давно переводила для группы релиз к Международному Эдинбургскому кинофестивалю - 2015, в частности рассказ Роберта Карлайла о грядущей премьеры своей первой большой режиссёрской киноработы "Легенда о Барни Томсоне" (в русском прокате "Убойная стрижка") и, кажется, начала понимать, почему этот проект пока остаётся единственным. Слишком много Роберт вложил в него личного, от себя самого.

Вот и в этом интервью Роберт признаётся, что "перекроил эту историю под себя", мало что оставив от книги. Сценарий писал его соотечественник и старый знакомый Колин Макларен, но по словам Роберта они "прокладывали путь вместе".

И правда, даже если бы я не знала, это личное очень чувствуется, потому что первые же минуты фильма сопровождаются закадровым текстом от лица Барни, текстом, почти дословно повторяющим слова самого Роберта Карлайла из его интервью каналу "With Kids" и "Прогулки с великанами" [примечание](первое я пару лет назад публиковала в этом жж кусочками и его легко найти по тегу). Про вестерны, и про героя вестерна, человека врывающегося в обыденную жизнь, обыденного городка, того, о ком никто ничего не знает. И Барни (так же как и маленький Бобби) любил вестерны и мечтал стать таким человеком, но теперь он вырос и он - самый скучный обыватель. Уже по этому видно, что Роберт отдал образу Барни частичку себя, хотя, на первый взгляд, отыскать общее в Роберте успешном человеке и семьянине, и инфантильном неудачнике Барни - трудно. Но всё-таки, оно там есть, было что-то общее, что-то в их сути, какое-то "зерно", запрятанное под множеством внешних различий. В общем, так рассуждала я сама, а тут переводила релиз и у меня что-то перещёлкнуло в голове, когда я увидела это "признание" Роберта: "В Барни много от моего отца. Особенно с курткой, вы ни разу не видите, чтобы он её снял; у моего отца была ужасная привычка находится в куртке в помещении. Мне хотелось сделать этого парня в чём-то симпатичным, в Барни нет настоящей злобы."

Я тут же вспомнила момент из другого, ранее читанного мной интервью, где Роберт рассказывает о матери Барни, Симолине... вечно курящей, карикатурной, эгоистичной, но полной жизни и говорит, что она, как и его мать из женщин, не созданных для материнства. И судя по тому интервью, съёмки "Барни", проходившие в родном для Роберта Глазго, как-то повлияли в том числе и на отношение Роберта к собственному детству: "Самой интересной и странной вещью во время съемок оказалось то, что множество людей подходили ко мне со словами «Я знал твою тетушку» или «Я твой двоюродный брат со стороны матери». Я никогда не знал о существовании этих людей, поскольку был знаком только с родственниками по отцовской линии." Так же, Роберт говорит, что несколько пересмотрел своё отношение, к матери, оставившей его с отцом, когда ему было четыре года и больше никогда не принимавшей участие в её жизни. Ранее Роберт неоднократно говорил, что её ненавидит, но сейчас его позиция смягчилась: "становясь старше, я все больше испытываю к ней жалость, ведь она пропустила так много важных моментов. Она не только упустила моменты моего взросления, но и рождение своих внуков. Разве это не достаточное наказание?"

Если вдуматься во всё это, получается, что "Легенда о Барни Томпсоне" не только чёрная комедия о смешных и нелепых людях, но и зашифрованный рассказ Роберта о себе самом, за всем этим стоит его собственная жизнь, люди и места, значимые для него. Наверное, ещё и поэтому фильм получился таким объёмным, настоящим, живым, вроде бы и карикатура, но в ней нет плоскости нарисованной картинки.

Помимо упомянутых выше моментов, я ещё увидела знаки "сходства" странных героев комедии с режиссёром, эту комедию поставившим. Например, азартность Семолины и её любовь к собачьим бегам (в чём Роберт тоже признавался журналистам), или места съёмок отобранные с такой любовью, места, где время будто застыло и Глазго не изменился (как рассказывает Роберт в релизе, время действия - наши дни, но всё это могло бы произойти и 20, 30 лет назад)... да что там, видно, что работая над этим фильмом Роберт "вывернулся наизнанку" даже больше, чем обычно. И если каждый фильм делать с такой отдачей, выпускать по фильму в год не выйдет - сломаешься. Да и "наполнится" заново надо, дело не только в том, что "Барни" Роберт монтировал ночами, а днём шёл на съёмочную площадку "Однажды в сказке".

роберт карлайл

Previous post Next post
Up