Aug 02, 2017 16:46
+ всё тут через край, если боль, то невыносимая, если взгляд, то пронзительный, если красота, то ангельская... Эта перенаполненность романтическими или псевдоромантическими штампами мешала именно мне воспринимать текст всерьёз. И главное не могу понять откуда оно, т.к. до того читала другие вещи Войнич, и они были свободны от подобных излишеств.
+ Артур-Овод в начале прописывался подробно, по его возвращению из странствий контурно, настолько, что дойдя до последней страницы книги я так и не поняла, что он за человек и какие у него цели. Хотя временами и было его жаль, но при описании физических страданий чьих бы то ни было, у меня жалелка автоматом включается... Это не всегда означает подлинное сопереживание.
+ Артур-Овод очень настойчиво сравнивает себя с Христом и якобы ставит Монтинелли перед выбором: или Бог или я. На деле если отбросить пафос речей выбор грубее и проще: или ты бежишь со мной, отрекаешься от сана, официально объявляешь меня своим сыном или санкционируешь мою казнь. Монтинелли предлагает тайно организовать побег и сохранить статус кво - остаться кардиналом. Он даже готов наложить на себя руки после побега Артура, так страшны ему предложенные условия... Но ведь таким образом Монтинелли отдалиться от Бога больше, чем требует Артур! Можно верить и не будучи кардиналом, в конце концов. Мой неутешительный вывод: не с Богом незаконный сын Монтинелли соревнуется, с кардинальским самолюбием, запрятанным столь глубоко, что сразу не разглядишь.
+ Сцена растрела Овода чудовищна по жестокости, но чудовищно пережата.
+ Сам Артур инфантилен, жесток, преследует лишь свои интересы, ощущение, что и организацию по об'единению Италии он использует для своих целей: эго почесать, глотнуть адреналина, осуществить свою великую месть, тем, кого считает виноватыми в своей несложившейся жизни - Монтинелли и Джемме - и в этом деле он случайный попутчик...
+ Совершенно не понимаю, почему Артура-Овода позиционируют как атеиста. Да, он разбивает гипсовое распятие и пишет антиклерикальные статейки, но его вера в Бога, пожалуй, горячей веры кардинала.
+ Джема хороша, тонко показано, как Овод подчиняет себе её волю, как она проходит этот путь от неприязни к подчинению, восхищению, почти желанию угодить. Но Войнич судя по всему в этих жестких манипуляциях, моральном шантаже и намеренном давлении на методично растравляемое чувство вины ничего дурного не видит.
+ В начале романа многие сцены хороши, чем дальше, тем резче краски.
+ Монтинелли предает сына трижды - когда уезжает в миссию сразу после его рождения, дабы сохранить сан; когда принимает кардинальский пост (и в общем, оставляет Артура в двусмысленном и опасном положении); когда обставляет казнь Овода, как неизбежность, как "я выбрал Бога", "я выбрал людей"...
+ Но несмотря на все свои замечания и ворчания, я-таки всплакнула дважды за книгу: когда Монтинелли и Артур впервые встретились на допросе, и Монтинелли не узнал в мятежнике потерянного сына; второй в сцене помешательства Монтинелли, когда он отождествляет себя с Богом-Отцом.
(да-да, память у меня плохая).
чтение