Нижесказанное должно было бы быть частью предыдущего поста, но внутренний редактор не допустил в печать, под предлогом - нечего провозглашать как новость информацию, которая и так большинству известна, и во всяком случае вполне доступна - про греческую мифологию в России писали много и с самых разных сторон.
Но читали-то в основном все Куна. Он ведь в своих "Мифах и легендах древней Греции" и
про Артемиду написал (ссылка кликабельна). А вот насколько достоверно, мы с вами сейчас и уточним Кое о чём Кун умолчал, а кое-что не стал детализировать, а что-то от себя прибавил. Оно и понятно: для детей писал, да ещё в пуританском СССР. А вот где правда, а где от неё только половина, мы сейчас и рассмотрим.
Артемида, которой римляне с такой готовностью подменили свою луноликую Диану, была одной из самых жестоких богинь. Настолько, что ей приносились человеческие жертвы. Ну, надо же было как-то с ней расплачиваться за то, что забираешь у неё жизни её подопечных - зверей? Вот и расплачивались жизнями рабов, а то и детей. Ну, не перед каждой охотой, раз в год. Потом богиня стала более милосердной, и перестала питаться человечинкой. Есть даже миф зафиксировавший момент перехода: Артемида требует принести себе в жертву царскую дочь... но в последнюю минуту смягчается и заменяет девушку ланью.
Кун всё-таки погорячился. Покровительствовать семье Артемида, в общем, не собиралась. А вот, что прежде чем выйти замуж каждая девушка должна была принести богине в жертву и свои детские игрушки, и свои девичьи волосы - было правдой. Так же как и то, что мужчина, получив согласие на брак, прежде чем перевозить к себе сундуки приданным, должен был откупиться от богини дичью и золотом. Но не оттого, что надеялся таким образом заполучить её расположение. И не оттого, что богиня могла подарить кому-нибудь счастье в браке. Подарит она счастье, щас, разбежались. Артемида, сама хранившая вечно девственность, могла очень рассердиться и на деву, лишившуюся этого сокровища, и на мужа, посмевшего похитить эту деву из-под её покровительства. В общем, молодожёнам следовало задобрить богиню. А то эта мстительная особа найдёт способ напакостить супругам: возьмёт и убьёт и жену, и ребёнка в первых же родах. А то на мужа смертельную болезнь нашлёт.
Ну, на вкус и цвет товарищей нет. У каждого свои критерии красоты.
Кто-то и такую внешность прекрасной сочтёт.
Особенно меня поразило присутствие в орнаменте одеяния богини мотива жалящих насекомых.
Справедливости ради заметим, что со временем Артемида стала ещё больше походить на вечно юную и прекрасную девушку. И действительно с колчаном за спиной стала расхаживать по лесам. Вот только я совсем не уверена, что охотилась Артемида на ланей и кабанов.
Во всяком случае найти картинку, на которой Артемида целится в лань, мне так и не удалось.
А вот эта нашлась быстро.
И эта тоже. Судя по всему к животным богиня относилась лучше, чем к людям.
С робкой ланью Артемиду тоже изображали. Но хотя на этих изображениях она и вооружена, но стрелять в лань явно не собирается.
Вы наверное и сами догадыватесь, что Селена была совершенно отдельной богиней. И сближение это стало происходить в IV-III веке до н. э. под влиянием римлян, настаивавших на том, что греческая богиня охоты Артемида и италийская богиня луны Диана - одно лицо. Да, взаимным влияние было, как это всегда и бывает. Правда и то, что к тому времени, когда римляне добрались до греческого пантеона, религия греков утратила первоначальную экзальтированность и стала более выхолощенной и более человечной.