...."Как ты бегаешь? Как леопард. Как ты сейчас побежишь? Как леопард."(c)....

Dec 19, 2011 21:43


Мэл Гибсон и Марк Ли лезут на пирамиду Хеопса и рядом с чинной отметкой о пребывании на этом месте Наполеона царапают "здесь были Фрэнк и Арчи". Это Галлиполи / Gallipoli Питера Уира 1981 года.
.




.
Парни из австралийской глубинки (хотя в начале 20-го века вся Австралия, по ходу, была "глубинкой") идут в армию из романтических побуждений - вырваться из повседневности, поколесить по миру, но главным образом потому, что все девушки тащатся формы.
И первую половину фильма мы наслаждаемся беззаботной и авантюрной картинкой жизни простоватого Арчи, который бегает настолько быстро, что чуть было не загремел в чемпионы мира, и Мэла, который и в 1981-ом был полным Мэлом - приятным со всех сторон Мэлом, настолько идеальным, что в словаре под словом "мужчина" надо печатать его фото.
.




.
Но житуха солдатов Антанты на территории песков состоит не только в том, чтобы резвиться верхом на Сфинксе да мацать каирских девок. Друзей десантируют в Турцию для ударного продолжения Дарданелльской операции - "не курить-не рзговаривать-передай дальше" - наступает кровавая битва при Галлиполи и парни превращаются в пушечное мясо.
.


.
Фрэнк втыкает сразу, что армейской веселухе пришел конец и их всех ждет одна из самых страшных вещей, которые только можно пережить в этой жизни, в то время, как Арчи сохраняет мальчишескую жизнерадостность.
.
Питер Уир, который в моем восприятии больше зарекомендовал себя как мастер создания двойного и тройного смыслового дна в своих фильмах в этом раннем "Галлиполи", казалось бы прямо и наглядно создает идельный образчик антивоенного кино, как Цельнометаллическая оболочка, как Взвод, как Письма с Иводзимы.
.
Но Уир не был бы Уиром не наполни он свое кино еще одной смысловой приблудой - обо всех фильмах Уира можно сказать, что они главным образом "про жизнь" и парадоксы жизни, подлянки жизни, чудеса жизни, переживая которые люди меняют себя.
"Галлиполи" рассказывает о досадном стечении обстоятельств, ставших для одной стороны невыразимым горем и для другой - дорогой к триумфу.
.




.
Одна стычка и вот уже веселый балагур Френк теряет чувство юмора. Одна стычка и толпы раненых, недостаток припасов и несмолкаемый грохот орудий, от которого не спрячешься в окопе.
Разносторонний Уир показывает как есть: на войне все боятся и все равно действуют по приказу командования, которое способно на роковые ошибки - здесь такой ошибкой выступает рассинхрон часов, парни из Антанты выступили на несколько минут позже, когда к туркам уже пришло подкрепление, став фактически настоящим пушечным мясом, расстрелянным в упор, едва высунувшись из окопа.
.
И в этом раннем своем фильме Уир нащупывает простой и эффективный способ придать действию непередаваемую возвышенность, вставляя в саунд известные классические темы Альбиони, Моцарта, Баха.. тут точно звучит Альбиони, например, и кой-чего еще. И присутствует обработка Жана-Мишеля Жарра.
.
И главное, чуваки - это финал. Как обухом по голове. Этот тот случай, как с Шестым чувством - не надо рассказывать, это надо просто посмотреть.
.
За наводку спасибо-спасибо-СПАСИБО artvedun. ))

lumiere bro, this means war

Previous post Next post
Up