Apr 17, 2014 22:04
Бывает же так: увидишь имя человека - рядом со словами, даже ему не принадлежащими. И, будто буковки засияют (через экран монитора) золотым сиянием. И вот я уже ищу что-нибудь о нём. Имя этого человека - Никола Тесла. Имя для меня - «на слуху»,знаю также что - физик, но не более того. Итак, мне попались две книги о нём. Первая - Петра Образцова «Ложь и правда о великом изобретателе». Вторая - «Секреты успеха: Никола Тесла: засекреченные изобретения» - Арсенова О.О. Вкратце скажу о первом впечатлении о них.
Конечно, читая книгу Арсенова , быть может, многое будет не совсем понятным (всё таки,книга содержит научные термины), Однако, я получила колоссальное удовольствие (наверное, от разгона "застоя" в мозге :-)) , и оно было вполне чувственным... Книгу Образцова прочла пока не всю, но уже появились сравнения: Первый автор написал, по моему мнению, книгу-с любовью. Второй - со скептицизмом. Первый - с романтическим флёром, второй - с юмором. Первый - со свободой, второй - с рамками «здравого смысла». Одним словом, второй будто смотрел - с земли и практики, второй - с космоса, наполняя читателя этим космосом (красотой). Мои эти описания не объективны и не претендуют на рецензию, оба взгляда мне интересны. Люблю и юмор и трезвый взгляд, но пока - пока мне ближе "Секреты успеха", поэтому просто хочется даже цитировать, пролагая путь к самому интересному:
О музыке во Вселенной: «Однажды в Будапеште, когда мне открылась концепция вращающегося магнитного поля, в одной вспышке сверхразумного восприятия я увидел всю Вселенную, созданную из симфонии переменных токов с созвучиями, исполняемыми на широчайшем диапазоне октав. Переменный ток промышленных частот был всего лишь простой нотой низшей октавы. На одной из высоких октав, с частотой в миллиарды циклов в секунду, были видны радужные переливы света...
Исследование всего диапазона электрических вибраций, лежащих между низкочастотными переменными токами и световыми волнами, неминуемо приведет нас к осознанию величественной космической симфонии колеблющегося электрического эфира.
II. Тесла. «Дневники»
О любви к животным. :-) Если Образцов смакующее рассказывал об опыте над животными (и над людьми - заключенными), Арсенов, кажется, переживал даже за жизнь виртуального кота:
«Получается, что каждое мгновение в эфирной основе Мироздания отпочковывается неисчислимое множество миров, тут же вырастающих в собственные полноценные реальности бытия. В одной из таких реальностей кот мертв, в другой - жив, а поскольку вокруг нас вся ткань Мироздания соткана из взаимосвязанных узлов событий, то эфирные Вселенные Теслы каждую секунду взрываются биллионами дочерних миров. Каждая из них отстоит друг от друга на квант пространства-времени, реализуя в новых мирах абсолютно все возможные варианты развития событий.
Сама по себе идея множественности миров, заключенных в единое Мироздание, высказывалась в той или иной форме еще древнегреческими философами. Новым в подходе Теслы было то, что данная концепция применялась им в эфирной вариации с учетом квантовой составляющей и... сознания наблюдателя.
Таким образом, эфирный Мир Теслы предстает перед нами как единая многомерная реальность, в которой происходят все события сразу, просто мы видим лишь одну проекцию этого мира на наше сознание. Кот Шредингера в такой интерпретации никогда не умрет, находясь в разных проекциях, из которых мы видим лишь одну, полученную в ходе «эфирного резонанса» нашего мозга с соответствующим эфирным «листом капусты» все охватывающего Мироздания. Именно эфирный резонанс делает выбор между многими «проективными мирами вселенского эфира», определяя «окончательное решение судьбы», в каком из бесчисленных параллельных миров нам продолжать бренное существование.
Итак, эфирный коллапс пси-функции, по своей сути, является просто выбором мировой альтернативы, в которой квантовые закономерности перебирают практически бесконечный набор классических миров. Причем определяющее значение в выборе новой реальности играет мозг наблюдателя, входящий в «эфирный резонанс» с «непроявленной неопределенностью и определенностью». Выходит, что основа эфирной реальности Теслы все же лежит где-то в пограничье квантовой физики и нейрофизиологии, акцентируясь на ключевом моменте осознавания…. Отсюда изобретатель делал прямой логический вывод о заложенной в человеческий мозг (кстати, заложенной эволюцией, а не высшим разумом!) возможности проводить направленную селекцию эфирных миров, меняя вероятности тех или иных событий и управляя, таким образом, текущей реальностью».
О предчувствиях, интуиции и «переформатировании» реальности:
«В тот миг на меня как будто нашло озарение, - продолжал свои воспоминания изобретатель, - невыносимая обида за постыдный проигрыш, стыд за долг перед родителями, за их последние сбережения вызвали у меня какое-то странное сомнамбулическое состояние. Я точно знал, что выиграю абсолютно все партии, более того, я знал наверняка каждый ход моих партнеров и я даже мог управлять их игрой! Так, я не только полностью одолел свою страсть, вырвав ее навсегда из своего сердца, по и приобрел мистический опыт управления вероятностью окружающих событий… Более того, в ней открылись новые стороны предвидения и предсказания, которые не однажды помогали мне сохранить собственную жизнь и здоровье окружающих. Но дара управления событиями я почти никогда не использовал, поскольку когда выигрывает один, неминуемо проигрывает другой»… Наверное, Тесла прекрасно понимал, каким чудовищным методом перестройки окружающей реальности может стать комплексное использование «предчувственного видения надвигающихся событий» и их оперативное «переформатирование»... Об этом незадолго до смерти изобретатель говорил и О'Нилу:
«Неправильно думать, что главный мой вклад в науку - это материальные изобретения. Главное, что я мог бы донести до человечества, - это управление психической энергией на границе между умственным и материальным...
Я никогда не открою секретов этого поразительного влияния внутренней энергии подсознания на судьбы нашего Мира, не созревшего для впитывания знаний такого высокого уровня...»
И, наконец, описание физического явления, вызвавшее у меня лично практически ощущение наблюдаемого волшебства:
«Оказывается, скорость света абсолютно одна - эталонная, или образцовая, для вакуума (299 792 ООО метров в секунду) и немного другая в иных средах. Вот, например, вылетела мельчайшая частичка-волна света - фотон из далекой звезды и попала в межзвездные облака - скорость ее немного замедлилась. Вышла она в открытый космос - скорость опять стала эталонной. Достигла атмосферы Земли - скорость снова упала. Вошел фотон в стекло линзы телескопа - его движение замедлилось еще больше. Наконец, свет проник в глаз астронома, еще раз изменил в прозрачном зрачке свою скорость, попал на сетчатку и... исчез, ведь фотоны существуют только в полете со скоростью света! Остановка для них - мгновенная смерть, вернее, превращение в энергию других частиц». (Так и видится, как он превратился во что-то (мысль, чувство, видение, открытие, закон… - в голове исследователя, или ещё в чём-то, преобразуясь в его теле…)
Не обессудьте за такое художественное восприятие текста, который всё же написан научным, хотя и не сухим языком. Просто автор проявил искреннее расположение к великому изобретателю, и там, позволил себе цитировать даже самые «безумные» идеи Теслы, которые другие могут назвать мистификацией и шарлатанством. Загадку же самой личности Теслы автор видит в том, что «он улучшил свой природный талант благодаря такой строгой ментальной дисциплине, когда невозможно отделить таланты врожденные от приобретенных».
Не берусь судить о соответствии науке продемонстрированных и описанных опытов и выводов. Но книга придавала ощущение «полётности», отчего вспомнились строки стихотворения:
«Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман».
(Не думаю, правда, что в данном контексте слова «обман» и «истина» употреблены в собственном значении.)
наука и фантазия,
тесла,
книги про интересных людей,
физика