"Всё передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь."

Nov 12, 2012 17:05

Я - фанатка советского кино! Именно совесткого, не российского. Поговорка "Хочешь спросить сколько девушке лет - поинтересуйся сколько раз она смотрела "Иронию судьбы"" на меня не расспространяется. Судя по ней, мне никак не меньше 60ти. Так получилось, что мою любовь к советскому кинематографу и актерскому мастерству прививала и мой режисер. Очень много моментов, практически в каждом спектакле, она нам объясняла по аналогии с игрой Мягкова, Фрейндлих, Яковлева. Приучили, так сказать, обращать внимание на "кухню". Теперь для меня важнейший критерий удачности спектакля или фильма - смогла ли я отключиться от "кухонных" деталей и полностью окунуться в сюжет. Я не много понимаю в театре, в актерском мастерстве, я далеко не профессионал, даже уже и не любитель, простой поклонник, но, все же, какое-то представление имею. Не скажу, что это мне помогает, но привычку уже не искоренить.
Как-то совершенно случайно получилось, что какие-то фильмы я пересматриваю по 100 раз, о каких-то впечатление сложила из чужих мнений, какие-то посмотрела только после прочтения пьесы, а каких-то вообще никогда не видела. Последний момент приятен, конечно, но как-то неожиданен.
Вчера случайно посмотрела "Жестокий романс" Рязанова.

 
 

Я всегда знала, что это что-то из Островского грозового или бесприданного и даже помнила, что героиня в конце умрет. А вот зачем, почему и как стало для меня откровением. Видно, школьная программа 8-9 класса прошла мимо меня, или восприятие детское было другое, хотя, казалось бы, когда еще девочек должны занимать сердечные дела и любовные терзания, как не в 15.
Ну так вот, о чем я, собственно. Вчера посмотрела фильм, а сегодня решила покопаться в гугле. Непросто было, оказывается, фильму и режиссеру бороться с рецензиями после выхода на большие экраны необъятной родины. Чудесные советские критики пустились во все тяжкие и Михалкова (в ту пору еще головокружительного и молодого) назвали "обаятельным русским плейбоем", игру Мягкова (безупречного в любые времена) "истеричной", а главную героиню в исполнении Гузеевой "инфантильной и идеализированной". Эх, товарищи критики, вас бы в наше сегодня, вы бы, пожалуй, статьи-то свои скушали! Самого Рязанова обвиняли в опошлении исходной пьесы и глумлении над российской классикой. (P.S. Надо заметить, что единственное отклонение от оригинала - намек на постельную сцену. Растрепанная ОНА, в расстегнутой рубашке ОН. В наши испорченные дни это называется романтикой, да.) В одном я с СССРскими критиками согласна: Рязанов запечатлел на киноплёнке «почти пророческое предчувствие новорусской эпохи».
О времена, о нравы! Но! Глядя на "Жестокий романс" и перечитывая "Бесприданницу", доходит, что времена не изменились, неизменны и нравы. Что в конце 19 века, что в 30х годах, что сейчас: (а) деньги и власть дарят вседозволенность и безнаказанность, (б) безденежье и рассчет толкают на необдуманность, (в) великий жизненный двигатель - месть, (г) мужики любят, чтобы их любили во что бы то ни стало, (д) бабы всегда дуры. Мы такими были, есть и, пожалуй, нет той силы, которая нас изменит. И если с первыми четырьмя пунктками сделать ничего нельзя, ну неподвластно, то пункт (д) - наш собственный выбор, а по сему - nota bene!
Судите сами: ты сидишь в родительском доме, вся такая безумно красивая и утонченная, вокруг либо богатые самодуры, либо жалкие ничтожества. И вдруг появляется ОН, обворожителен, головокружителен и (что важно) приезжий! Идеальный. Голова сама по себе теряется, в животе предательские бабочки. Конечно, задним мозгом ты понимаешь, что ТАКОЙ может заполучить любую, стоит ему только улыбнуться и сделать пару комплиментов. Но он же выбрал тебя, предпочел тебя всем прочим. Дальше все по схеме: вечерние прогулки на берегу Волги, ухаживания, родители от него без ума, весь город уважает. Вот оно - счастье. Но вдруг твое счастье берет и поспешно уезжает за неотложными делами, обещая вернуться и взяв с тебя слово, что не разлюбишь и будешь ждать. Он уехал и забыл, а ты осталась и, как дура, слово свое держишь. Держишь год (!), потом резко все осознаешь и понимаешь. Поспешно соглашаешься выйти замуж за очередное жалкое ничтожество. Готовишься к свадьбе без любви, но, впрочем, и без рассчета. От жениха, правда, своей нелюбви не скрываешь. Все бы хорошо, но в самый неподходящий момент ОН решает вернуться. Ничуть не изменившийся. Ты начинаешь слезно уговаривать жениха увезти тебя из города, но тому хочется покрасоваться и, конечно же, отомстить. Как следствие, жених не выдерживает конкуренции с ИДЕАЛЬНЫМ, ты не выдерживаешь ЕГО близости. Сдаешься и даешь себя соблазнить. Сладко и слёзно. Ну тут уж два пути - замуж или в Волгу. Замуж не позвали, в Волгу не хватило силы воли. Так бы и жила, до последнего надеялась, но жених, добрый человек, прерывает мучения и стреляет. И всёёё!Вот вам и краткое содержание пьесы и фильма. Можно в издательства.
Но как сыграно, это ж уму непостижимо. В очередной раз приклоняюь и признаюсь в любви! Готова всегда стоновиться соучастником каждого и принимать правду ото всех! А когда все правы, то кто же виноват?
Закончить свое сочинение я хотела бы словами:
"Бери - большой в том нет науки.
Бери... сколько сможешь взять.
Зачем приделаны нам руки,
как ни на то, чтоб брать, брать, брать..."

кино, вопросы жизни

Previous post Next post
Up