Мой дом заполонен книгами. Книги занимают не только полки в предназначенных им шкафах, они громоздятся на комоде и столах, вырастают пирамидами на полу, на гладильной доске и в других самых неожиданных местах. При этом ведут себя книги совершенно по-разному. Уже прочитанные стоят стройными рядами, словно солдаты, с честью выполнившие свой долг и готовые снова и снова нести службу. А вот непрочитанные толкают друг дружку и так и норовят привлечь внимание, как маленькие детишки, до которых никому нет дела. Они постоянно вываливаются с полок. И даже если стоят смирно, уже одним своим видом вызывают чувство вины. Я хотела их когда-то и купила в надежде прочитать в скором времени. Но так и не открыла...
Я верю, что каждая из них читается в самое подходящее для нее время. На днях у меня, наконец, дошли руки до двух детских книг. В "Ночных птицах" у родителей мальчика не ладятся отношения. В "Повести о рыжей девочке" героиня живет вдвоем с жестоким отцом, ее мать сбежала от него. А потом я взяла в библиотеке наугад "Само собой и вообще". Она вообще оказалась о разводе глазами детей из многодетной семьи. Впору задуматься, не правда ли?
Каждая из них стала для меня маленьким откровением.
1. Ночные птицы. Турмуд Хауген. Папа 8-летнего Юакима не может работать. У него нервы. Он не верит, что на что-то способен и предпочитает сидеть дома или слоняться без дела по городу. И ох, как я понимаю сейчас этого папу. Мальчика обижают другие дети, и у него множество страхов, но с ними все понятно. А вот, что будет с папой, нет.
2. Повесть о рыжей девочке. Лидия Будогоская. Живет в маленьком городке на Каме гимназистка, в меру озорная, в меру влюбчивая. Рыженькая, а потому ее часто обзывают. Но хуже всего то, что отец строг с ней, требует отличных оценок и полного повиновения, грозит поркой и устраивает домашние аресты. А мамы рядом нет. В конце концов Ева сбегает от папы. Может быть, если бы эта повесть была написана недавно, я бы и не удивилась особо. Но ей уже почти 90 лет.
Леонид Пантелеев в предисловии сообщает, что история автобиографична, писательница рассказывала о собственном отце. И действительно, какое мужество необходимо, чтобы написать такую повесть? Да еще таким слогом: легко, изящно, без лишних сантиментов. Читается на одном дыхании.
3. Само собой и вообще. Кристине Нёстлингер. После этой книги начинаешь думать, что разводы - это не так уж плохо, ведь у детей появляется больше своих взрослых. Я все ждала сопливого финала (папа возвращается или что-то в этом роде), но, к счастью, не дождалась. Обязательно прочитаю теперь другие книги австрийской писательницы.