Apr 22, 2017 01:08
Наверное, я дурочка. Ну, или как выразиться помягче... даже не знаю. Мне 32 года, а меня, как и 20 лет назад, больше всего на свете интересует любовь. Любовь мужчины и женщины, если требуется уточнение. Не будущее нашей планеты, не мировая политика, не открытия английских ученых и даже не Золотая маска (хотя она в списке моих предпочтений выше, чем научная фантастика, конечно). Нет, пожалуй, я счастливая дурочка, раз могу, просыпаясь по утрам, думать не о чем ином, как о любви.
В 1928 году, через год после развода с мужем, Сигрид Унсет получила Нобелевскую премию по литературе. Вообще-то за «за совершенное описание норвежского средневековья». Но трилогия "Кристин, дочь Лавранса", удостоенная премия, конечно, не сплошь состоит из исторических фактов и культурологических подробностей. Она о любви. О жизни, выбранной вопреки устоям общества, и неожиданно оказавшейся для главной героини непосильной ношей. О традиционных ролях мужчины и женщины. О безумной страсти, которая раз за разом разбивается о банальный быт. О том, как важно не копить невысказанное годами. О разных языках любви.
Сигрид Унсет пыталась передать психологию средневекового сознания. Исследователи отмечают, что мысли и чувства героини все-таки ближе конторщицам начала XX века - героиням ее современных романов. Даже если так, век спустя многие пары топчутся у того же корыта. Истории, подобные истории любви Эрленда и Кристин, повторяются, несмотря на груды трудов по психологии. В 90-е годы "Кристин, дочь Лавранса", выходила в России едва ли не десятками изданий, многотысячными тиражами. Необъяснимый, на мой взгляд, феномен. Не все же граждане вчерашнего СССР интересовались жизнью и историей Норвегии XIV века, правда?
Мне сложно даже самой себе объяснить, что больше всего держит меня в этом романе. Ощущение непоправимой катастрофы, появившееся к середине третьей книги, в конце концов доросло до масштабов боли. Почему-почему не было мира в семье, основанной во имя любви? Автор, конечно, все объясняет - средневековые представления о грехе, притягательное несовпадение характеров... Все понятно! А боль остается. Целая человеческая жизнь, множество поворотных точек - поступи героиня по-другому и, быть может, она была счастливее. И понимание бесценности человеческого опыта, каким бы горьким он ни был. И удивление от того, что, любя и стремясь подарить счастье и наслаждение, человек может сделать другому больно.
Великая книга. 1200 страниц, написанные за 3 года матерью троих маленьких детей. Лично мне есть, чем восхищаться.
отношения,
Сигрид Унсет,
любовь,
Кристин,
книги,
психология,
размышления