И снова не могу не поделиться книгой Кайсы Ингемаррсон. Это роман «Проще некуда» («Inte enklare än så»), написанный в 2003 году, между дебютным «На четвертый раз везет» и бестселлером «Лимоны желтые». И он оказался самым личным для меня. Исходные данные таковы: супружеская пара, в браке семь лет. Двое детей, старшей - почти семь, младшему - три года. Каждодневная рутина засасывает, не оставляя места романтике в отношениях. Ну, в общем, это примерно то состояние, которое я переживала год-полгода назад. С той лишь разницей, что героиня работает и влюбляется в своего коллегу, на чем и строится основная сюжетная линия.
Для кого: для всех, чей брак превращается в рутину, а также для мам маленьких детей.
Эта книга - отличная иллюстрация как минимум двух текстов популярной психологии: шикарного цикла вебинаров Людмилы Петрановской «Счастливы вместе» и книги «Французские дети не плюются едой» Памелы Друкерман (французские принципы воспитания скорей являются общеевропейскими).
С семейными кризисами и их возможными последствиями, думаю, более-менее все знакомы, в этом смысле сюжет романа даже банален. Неужели Кайса Ингемарсон не читала Толстого? Трудно поверить. Тем более, что Анника отличается от Анны Карениной стремлением сохранить семью. В терзаниях Анники меня привлекает наивное удивление - как будто, она первая во всем мире, чья страсть истончилась под напором времени.
Воспитание детей VS Личная жизнь
Но все-таки главный козырь этой книги, на мой взгляд - это честный и подробный рассказ о выживании шведских родителей. Реалии таковы: чтобы обеспечить приемлемый уровень комфорта, работать в Швеции должны оба. Тем более, что женщины стремятся не делать большой перерыв в карьере. Отпуск по уходу за ребенком дают до полутора лет, и использовать его может как мать, так и отец. В полтора года детям предоставляются места в детских садах. Из сада детей стараются забирать пораньше - часа в четыре, чтобы они проводили в садике не больше восьми часов. В шесть - ужин, а спать их укладывают не позже девяти. А в остальном - всё, как у нас. Дополнительные занятия в кружках, которые отнимают время по вечерам, истерики с валянием на полу в магазине, ветрянки и простуды…
«- Стоит чуть-чуть отойти от заведенного распорядка, как все рушится, - вздохнула Милла.
- Прекрасно понимаю, - поспешила согласиться Анника.
Ей всегда нравилось в Милле это качество - та никогда не лицемерила. Другим родителям не скажешь: «Черт, как же я устала от собственных детей».
Какая уж тут личная жизнь? По выходным родители дошкольников, конечно, проводят время вместе - в компании собственных детей. О том, чтобы выбраться куда-то вдвоем, а тем более провести наедине целый уикенд, речь идет крайне редко. Ведь бабушки живут собственной активной жизнью, и на их регулярную помощь рассчитывать не приходится… Герои романа, Том и Анника (да-да, «Томми и Анника, как у Астрид Линдгрен»), почему-то не догадываются позвать няню. Возможно, эти траты не вписываются в их бюджет. Но, скорей, потому, что история происходит как раз в разгар семейного кризиса, и им предстоит лишь разобраться, что их проблемы проистекают от нехватки времени друг для друга.
В заботах о детях, в постоянных разговорах о них Анника перестает видеть сама себя. В зеркале видит прыщик или усталый взгляд, а себя, Аннику, не видит. Поднимите руку, кому знакомо? А если бы появился человек, который замечает вас? Которому вы кажетесь привлекательной. Которому интересно, что вы думаете о самых разных в мире вещах. С которым можно делиться секретами, потому что он еще не знает мельчайшие подробности вашей жизни. И вы, конечно, не собираетесь разводиться с мужем или бросать детей. Вы просто, наконец-то, снова получаете удовольствие от жизни. А, может быть, вы не прекращаете всю эту историю просто потому, что надеетесь: в отношения с мужем вернется былая страсть, когда он поймет, что может вас потерять.
Привет от Астрид
В жизни Анники такой человек появляется. Его зовут Рикард. И, похоже, Анника просто выдумала собственную влюбленность в него. На эту мысль меня натолкнула сцена объяснения с Томом.
«- Это один мужчина у нас на работе…
- Один мужчина у вас на работе, - переспросил Том.
- Да. - Голос Анники звучал жалобно.
- Какой еще мужчина на работе?
- Рикард.
- Ах, так ты о Рикарде? Значит, так и скажи: Рикард, раз ты имеешь в виду его!»
А теперь сравните с кусочком из «Мадикен» Астрид Линдгрен (эту книгу Анника как-то читает дочери перед сном).
«- Так как же, Мадикен? Кто тебя научил этой глупой песне?
Мадикен краснеет.
- Это… это Рикард, - говорит она, наконец, потому что ей неохота признаваться, что она выучилась этой песне у Нильсонов.
- А кто это - Рикард? - спрашивает Лисабет.
- Кто Рикард? Это мальчик из нашего класса, - с бухты-барахты выпаливает Мадикен».
История про Рикарда оказывается такой захватывающей, что Мадикен рассказывает про его проказы снова и снова, сваливая на несуществующего Рикарда все свои шалости и оплошности. До тех пор, пока мама случайно не выясняет из разговора с учительницей, что такого мальчика никогда не существовало.
В общем, сюжет пребанальнейший, но читать книгу необыкновенно интересно. И потому что срабатывает радость узнавания (ух ты, жизнь шведов-родителей тоже далека от картинки из глянцевых журналов и даже из каталога ИКЕИ!) и из любопытства: что все-таки выберет героиня: семейный очаг или иллюзию? А иллюзия ли Рикард? Ичто обо всем этом думает Том?