Астрид из Виммербю. Жизнь и творчество великой шведской сказочницы
Астрид - писательница
Иногда Астрид рассказывала Лассе и Карин истории о своем детстве, о Смоланде. Ее бабушка Ида и отец Самуэль Август были замечательными рассказчиками, и Астрид переняла их дар. Зимними вечерами в хорошо протопленной кухне, где собрались все домочадцы, Самуэль Август без конца рассказывал о том, как жилось в те времена, когда он сам был маленьким, о глупцах и весельчаках округи, о родственниках и о собственном детстве. Его мысли легко превращались в слова, а рассказы обычно были веселыми - с юмором и множеством забавных словечек. А бабушка Ида знала множество леденящих душу историй, легенд и старинных преданий «об убийцах, мошенниках и привидениях», которые рассказывала с удовольствием рассказывала внукам. Так что у Астрид был неиссякаемый запас историй, но она придумывала для детей и сказки.
Пеппи Длинныйчулок. Иллюстрация Ингрид Ван Нюман
Однажды Карин заболела воспалением легких, и ей долгое время пришлось пролежать в постели. По вечерам Астрид рассказывала ей истории. И как-то раз на вопрос: «Ну, о чем еще тебе рассказать?» Карин ответила: «Расскажи мне про Пеппи Длинныйчулок!» Вот ты, наверное, знаешь, кто такая эта Пеппи. А Астрид не знала. Ей пришлось ее выдумать! И поскольку имя было таким необычным, героиня тоже оказалась особенной. Мама рассказывала Карин о приключениях самой сильной девочки на свете, пока Карин не выздоровела. И потом еще долго - друзьям дочери, которые приходили в гости специально, чтобы послушать эти истории.
А затем случилось то, о чем Астрид Линдгрен со смехом говорила: «Как писатель я продукт каприза природы». Поскользнувшись на льду, она подвернула ногу и вынуждена была провести в постели две недели. А поскольку бездельничать было не в ее правилах, решила записать истории о Пеппи. Она хотела подарить рукопись Карин на десятилетие. Понравился бы тебе такой подарок? Думаю, Карин была в восторге! А второй экземпляр отправила в книжное издательство. Правда, повесть о Пеппи не приняли к публикации. Издатель счел, что не может взять на себя такую ответственность: вдруг все дети начнут вести себя так, как Пеппи, - спать, укладывая ноги на подушку или целыми днями сочинять небылицы. Но отказ не смутил Астрид, и свою следующую повесть она отправила на конкурс книг для девочек.
Пеппи, нарисованная Астрид Линдгрен на титульной странице рукописи
Конкурс организовало недавно основанное издательство «Рабен и Шёгрен». Жюри, в составе которого был молодой издатель Ханс Рабен, решило присудить второе место повести «Бритт-Мари изливает душу». Конкурс был анонимным. И когда жюри вскрыло конверт с именем автора, все были разочарованы. Победителем оказалась никому не известная домохозяйка фру Астрид Линдгрен с улицы Далагатан. А ведь конкурс устраивался специально, чтобы привлечь в детскую литературу именитых писателей. На тот момент писать для детей в Швеции было не престижно, Астрид Линдгрен и ее товарищам по перу еще только предстояло вывести детскую литературу на новый уровень. И вот издательство опубликовало «Бритт-Мари изливает душу». Шел 1944 год, Астрид было тридцать семь лет.
В следующем году Астрид Линдгрен отправила на другой конкурс издательства свою «Пеппи Длинныйчулок». Повесть завоевала первое место. И когда книга была опубликована, только за первые две недели было продано 20000 экземпляров! Никогда еще детская повесть не вызывала столько споров и восторгов. В газетах и журналах разгорелись ожесточенные дискуссии о воспитании детей. Одни считали, что книга опасна для них и повлечет за собой массовое непослушание. Другие, наоборот, уверяли, что свобода и игры необходимы детям для нормального развития. Сама Астрид воздерживалась от участия в дискуссиях. Но благодаря этим спорам, книга становилась все популярнее.
Мы все из Буллюрбю. Иллюстрация Ингрид Ван Нюман
Вместе с повестью о Пеппи Астрид послала на конкурс книгу «Все мы из Буллербю». И хотя она не получила никакой премии, издательство чуть позже опубликовало и её. В 1946 году Астрид снова участвовала в конкурсе - ее «Мастер-детектив Блумквист» поделил первый приз с повестью другого автора. Больше Астрид Линдгрен не приходилось участвовать в литературных конкурсах. «Рабен и Шёгрен» и так издавало все ее книги. И они были так популярны, что принесли огромный успех не только самой писательнице, но и Хансу Рабену. Из крошечного предприятия «Рабен и Шёгрен» превратилось в ведущее детское издательство.
Астрид с Хансом Рабеном
Вскоре Ханс Рабен предложил Астрид возглавить отдел детской книги издательства, и она согласилась. В течение двадцати пяти лет совмещала писательскую и редакторскую деятельность. Конечно, это было нелегко, но Астрид ведь привыкла с детства к труду и была поразительно работоспособна. С дебюта в 1944 году и до 1997 года, когда вышла ее последняя книжка-картинка Астрид написала и опубликовала 40 книг для детей и подростков, 43 книжки-картинки, 15 сборников и антологий своих произведений и других книг.
Уже в 1946 году она получила первую премию - ежегодную стипендию дебютантов газеты «Свенска Дагбладет». Кстати, детские писатели прежде ни разу не удостаивались такой чести! И на протяжении творческой жизни она получила еще много наград и медалей. Но писательница не обращала на собственную известность особого внимания. «Кажется, вот и я стала в некотором роде чуть-чуть «знаменитой», - подводила она итоги 1946 году. - Но мне лень об этом писать». Она продолжала растить сына и дочь, работать и, конечно, писать.
За первые шесть лет работы выходит девять книг: повести для девочек «Бритт-Мари изливает душу» и «Черстин и я», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», трилогия о Пеппи, «Все мы из Буллербю», «И о снова о нас, детях Буллербю», сборник сказок «Крошка Нильс Карлсон». На протяжении всей своей писательской деятельности Астрид Линдгрен в среднем выпускала по две-три книги в год! И это не считая пьес и сценариев. Как же ей это удавалось?
Астрид стенографирует
Обычно Астрид Линдгрен писала свои книги рано утром - еще в постели! Она просыпалась в пять утра и могла три часа посвятить творчеству, а в восемь уже начинала разбирать почту. Во второй половине дня Астрид работала в издательстве. Сидя в постели ранним утром Астрид стенографировала свои выдумки, а потом отпечатывала на пишущей машинке, вносила какие-то изменения, и перепечатывала начисто. Интересно, что стенографируя, она использовала свой собственный шифр, который до сих пор никто не может прочитать!
Уйму времени занимало ведение корреспонденции. Астрид получала письма от детей со всего света и старалась ответить на каждое из них. А ведь были еще деловые бумаги. В среднем ей приходило по 150 писем в неделю. Свежие письма лежали в огромных мешках, постепенно ставших привычным предметом интерьера в квартире писательницы. В конце концов ей даже пришлось нанять секретаря для ведения переписки. Говорят, когда Астрид встретилась с Туве Янссон, они проговорили вечер напролет. Самой животрепещущей темой для разговора было, как «суметь ответить на все письма читателей, не сойдя при этом с ума?» Обе писательницы считали, что к детям нужно относиться серьезно, недопустимо обманывать их ожидания.
Астрид Линдгрен и Туве Янссон
Представь себе, почти все произведения Астрид Линдгрен были экранизированы. А она всегда участвовала в выборе актеров, приезжала на съёмки и, конечно, писала сценарии для всех фильмов. И сама придумывала песни, звучащие с экранов. В Швеции эти песни очень популярны, их знают наизусть и дети, и взрослые! Например, вот эту:
«Карлсон, Карлсон, лучший в мире Карлсон!
Карлсон, Карлсон! Карлсон прилетел!»
Самым плодотворным и продолжительным было сотрудничество Астрид с режиссером Улле Хелльбумом. Именно он вывел на теле- и киноэкраны знаменитого сыщика Калле Блюмквиста, Эмиля из Лённеберги, детей из Буллербю, братьев Львиное сердце и Расмуса-бродягу. Всего Улле Хелльбум снял семнадцать фильмов и телесериалов по произведениям Астрид.
С Улле Хелльбумом и Ингер Нильсон, исполнившей роль Пеппи
К тому времени, как Астрид стала бабушкой собственных шестерых внуков, ее уже называли бабушкой всех детей планеты. И она была удивительно нежной, мудрой и отзывчивой бабушкой. Мнение Астрид для шведов было таким весомым, что в свои семьдесят лет она вдруг оказалась в центре политической жизни страны. Она критиковала налоговую систему Швеции, выступала против использования ядерной энергетики и подняла вопрос о жестоком обращении с животными в сельском хозяйстве. Не все ее мечты стали реальностью, но каждое из начинаний поднимало бурю эмоций и приводило застоявшуюся воду общественных норм в движение. Так, Швеция первой в мире ввела закон об отмене телесных наказаний детей благодаря произнесенной Астрид речи о правах детей «Нет -насилию!».
Кончай скинхедить!
Все творчество Астрид Линдгрен проникнуто той же мыслью - дать детям безопасный мир, в котором они смогут спокойно расти. Вероятно, Астрид так хорошо понимала детей, потому что отлично помнила свое собственное детство. Она знала, что нужно детям всей земли, - безусловная любовь, защищенность, радость общения с родителями, братьями и сестрами. И в своих книгах она описывала родителей, которые дают детям все это. Мамы в ее книгах пекут булочки и блинчики, варят по утрам какао и бывают «под рукой», дома, если детям нужно поговорить с ними. А если происходят ссоры, они всегда находят нужные слова. Как мама пятилетней Лотты из книги «Лотта с улицы Бузотеров». Когда Лотта признается, что изрезала ножницами свой джемпер и хочет, но не может попросить прощения, мама спрашивает у нее:
«- А если я тоже попрошу прощения? Если я скажу так: прости меня, дорогая Лотта, за все те случаи, когда я поступала глупо с тобой.
- Ну, тогда я смогу сказать «прости»! - с жаром откликнулась Лотта».
Родители вместе приходят по вечерам в детскую, чтобы пожелать детям спокойной ночи. Папы вместе с детьми катаются с горки, собирают модели планеров, «говорят, говорят, никак не могут наговориться». И даже если ребенок живет с приемными родителями, которые только и знают, что шпынять его, Астрид «одаривает» такого ребенка самым необыкновенным отцом, какого только можно нафантазировать. Такое случилось с сиротой Бу Вильхельмом Ульсоном, главным героем повести «Мио, мой Мио», отец которого оказался королем страны Далекой. Родители обожают своих детей, но не докучают им чрезмерной опекой. И когда приходит время, отпускают их, чтобы дети сами познавали мир, в котором им предстоит жить. Так Маттис и Лувис отпускают единственную дочку Ронью гулять по лесу, полному опасностей.
Ронья, Маттис и Лувис
Ведь «в мире все так интересно,
Если ты малыш чудесный,
Что вчера на свет родился».
Именно таким было детство самой Астрид: защищенным от внешних невзгод заботливыми руками родителей и полным свободы и радости игры. Воспоминания собственного детства навсегда оставались для нее бурлящим источником энергии, из которого она черпала силы, чтобы жить и творить. В своих произведениях она воскрешала свои детские впечатления, писала всегда лишь о том, что хорошо знала сама. И только для читателей, способных сотворить чудо - превратить слова в реальность. «Лишь дети, читая книги, могут творить чудеса», - уверяла писательница.
Любимые персонажи
Пеппи Длинныйчулок
Пеппи. Иллюстрация Ингрид Ван Нюман
Может быть, тебе интересно будет узнать, что существует целых две Пеппи. Та, которую знают и любят во всем мире, это вторая. Ты, верно, думаешь, что эта Пеппи - самая озорная и бойкая девчонка на свете! А вот и нет! Сначала Астрид Линдгрен придумала еще более хулиганистый образ. Но в ее первой повести (той, что она подарила дочери Карин) было столько абсурда, а Пеппи вела себя так вызывающе, что для конкурса Астрид переписала повесть, смягчив или убрав некоторые моменты. Кстати, недавно в Швеции издали первую версию книги - «Пра-Пеппи».
Для шведов образ Пеппи навсегда связался с обликом актрисы Ингер Нильссон. Она сыграла главную роль в телесериале о Пеппи, снятом режиссером Улле Хельбумом. Ингер Нильссон наполнила характер Пеппи такими добротой, отзывчивостью и любовью, что без сомнений прощаешь рыжеволосой бунтарке все ее озорство.
Астрид и Ингер Нильсон
Карлсон, который живет на крыше
Карлсон, который живет на крыше. Иллюстрация Илун Викланд
Дочь Астрид Карин придумала не только Пеппи Длинныйчулок. Как-то она попросила маму придумать сказку о Господине Вечерине, который приходит в гости к детям, когда поблизости нет взрослых. Астрид сочинила сказку «В Сумеречной Стране» о маленьком добром человечке, который прилетал к больным детям, чтобы утешить их. Через несколько лет Господин Вечерин вернулся, но в таком виде, что ему пришлось подыскать новое имя. Он стал таким «несносным, своевольным, что его едва можно было терпеть! Сам же он считал себя, вне всякого сомнения, красивеньким, насквозь умненьким и в меру толстеньким мужчиной в самом расцвете сил», - писала Астрид Линдгрен. И она назвала его Карлсон-на-крыше (почти точно так же, как когда-то прозвали сапожника из Виммербю - Карлсон-на-бочке).
Благодаря переводу Лилианны Лунгиной советские дети больше всех других персонажей Астрид Линдгрен полюбили Карлсона. Именно переводчица наполнила текст повести фразами, которые ты слышал много раз: «Спокойствие, только спокойствие» и «Пустяки, дело житейское». Затем «Союзмультфильм» выпустил два мультфильма о Малыше и Карлсоне, которыми засматривались твои бабушки и дедушки, а потом и мама с папой. С тех пор Карлсон со всеми его капризами, обидами и шалостями кажется нам милым и родным. Быть может, дети обожают его потому, что несмотря на скверный характер, Малыш его все-таки любит.
Мадикен из Юнибакена
Анн-Мари Ингстрём
Это имя придумала себе Анн-Мари Ингстрём, лучшая подруга Астрид. Они были соседками, подружились в семилетнем возрасте и сохранили дружбу на всю жизнь. Девочки вместе лазали по деревьям и крышам, Мадикен научила Астрид драться. А потом писательница позаимствовала для книг кое-какие черты своей подруги и их детские игры.
Выдуманная Мадикен живет вместе с папой, мамой и сестренкой Лисабет в усадьбе Юнибакен (дословно - Июнь-горка). Мадикен «так скора на выдумки, что не успеет поросенок и глазом моргнуть, у нее уже готово - придумано!» Как вам, например, такое? Мадикен берет папин зонтик и прыгает с ним с крыши. Но не просто так, а представляя себя солдатом, покидающим борт самолета! Или придя из школы в одной галоше, сваливает вину на одноклассника Рикарда, как, впрочем, и многие другие шалости. Правда, скоро выясняется, что в ее классе никогда не было сорванца с таким именем. Но вообще Мадикен - добрая и чуткая девочка. Именно она спасает от жестокого наказания одноклассницу, «вшивую» Мию, которая украла у учителя кошелек и накупила сладостей для себя и других детей.
Кстати, Музей Сказок в Стокгольме носит название «Юнибакен», символ его - девочка с большим черным зонтом. А отношения Мадикен с Лисабет, как говорят, очень напоминают те, что были у Астрид с ее собственной сестренкой Стиной.
Мадикен и Лисабет
Эмиль из Лённеберги
«Знаешь, что как-то раз выкинул Эмиль из Лённеберги?» Трехлетний внук Астрид Линдгрен никак не переставал кричать, но услышав вопрос бабушки, тут же затих. Конечно, кому же не захочется узнать, что натворил Эмиль. И Астрид начала рассказывать… Эмиль был ее самым любимым героем. По словам писательницы, он больше всех остальных походил на нее саму. А еще рассказывая о проделках озорника, Астрид обращалась к воспоминаниям своего отца о Смоланде начала XX века. И часть описанных ею проказ тоже произошли на самом деле: Самуэль Август слышал о них еще в собственном детстве.
Ох уж этот Эмиль! Выглядит он - голубоглазый и в кепарике на льняных вихрах - как ангелочек, но другого такого шалопая во всем Смоланде не сыщешь. То сестренку Иду на флагшток поднимет вместо флага, то головой в фарфоровой супнице застрянет. Но это всё не со зла! У Эмиля доброе сердце и незлобивый характер. К его чести надо сказать, что он всегда думает о других. Даже вот мышеловку специально поставил под папин стул, чтобы голодная крыса не отгрызла папе палец.
Братья Львиное сердце
Братья Львиное сердце
В 1973 году Астрид Линдгрен написала книгу, которая вызвала такую же бурю эмоций и споров, что и «Пеппи Длинныйчулок». Это была сказочная повесть «Братья Львиное сердце», и говорилось в ней о любви и смерти. Астрид считала, что именно эти темы больше всего волнуют людей всего мира, в том числе и детей. И не нужно молчать о смерти только потому, что о ней трудно или не принято говорить. Представляешь, после издания книги Астрид получила множество писем от смертельно больных детей. Для них чтение повести стало большой поддержкой.
Почти все действие повести происходит в Нангияле, стране, куда после смерти попадают маленький больной Сухарик и его старший брат Юнатан. Юнатану еще бы жить и жить, но он погиб во время пожара, спасая братишку. А в Нангияле его смелость и доброе сердце оказываются так кстати. Ведь Долину Терновника захватил злой и жестокий Тенгиль, который при помощи драконши Катлы держит ее мирных жителей в повиновении. И только Юнатан может победить Тенгиля и Катлу. А что же Сухарик? Трусишка, который и шагу боялся ступить без брата, становится настоящим Львиным Сердцем, и без его помощи Юнатану не справиться бы!
Астрид Линдгрен рассказывала, что впервые она увидела Братьев Львиное Сердце на кинопробах, где выбирали мальчика на роль Эмиля из Лённеберги. Она заметила, как малыш Янне Ульссон, которого ужасно затормошили киношники, забрался на колени к своему старшему брату, и тот поцеловал его в щеку. Так и появились герои сказки о братской любви.
Ронья, дочь разбойника
Астрид на съемках с Роньей и Бирком
«Ронья, дочь разбойника» - последнее крупное произведение писательницы. И главная его тема - любовь, такая сильная, какая только может быть между ребенком и взрослым. В этой повести Астрид снова возвращается воспоминаниями в свое детство, когда она, маленькая девочка, чувствовала бесконечную заботу, незыблемую любовь.
Разбойничий атаман Маттис так сильно любит свою дочь. Он восхищается ею, он боготворит её, он не представляет себе жизни без Роньи. А его жена Лувис, так же, как Ханна в отношениях с Астрид, не душит дочку своей материнской заботой, хотя, несомненно, тоже любит ее.
Конечно, если любишь и любим очень сильно, страшно и тяжело терять расположение любимого. «Будешь ты моей дочерью или нет, это уж как тебе угодно», - говорит Маттис Ронье, которая защищает своего друга Бирка, сына заклятого врага Маттиса Борки. Ронья уходит из замка Маттиса и не собирается возвращаться, пока отец сам не позовет ее. Нужна истинная мудрость, даруемая лишь опытом и возрастом, чтобы отец и дочь воссоединились. Маттис наконец понимает, что дети всегда поступают и будут поступать по-своему, а родителям остается только принимать их несмотря ни на что.
Волшебные миры Астрид Лингрен
На карте Швеции есть два места, где все маленькие шведы бывали хотя бы один раз в жизни. И мы с тобой тоже посетим их!
Мир Астрид Линдгрен
В старой усадьбе Нэс, где прошло детство писательницы, сейчас находится исследовательский центр и музей. А неподалеку, в Парке «Мир Астрид Линдгрен» ты можешь встретить Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Лённеберги, Мадикен, Ронью и многих других персонажей Астрид! В той самой обстановке, которую ты много раз представлял, когда читал ее книги.
А ведь начиналось всё с маленького скверика, созданного заботливыми родителями для своих детей. В 1981 году появилась первая постройка - хутор Каттхульт, где живет Эмиль, а потом идею подхватили предприниматели и коммуна Виммербю, и постепенно маленькое развлечение превратилось в огромный сказочный парк, который ежегодно принимает больше 400000 гостей со всего мира. Ты пока не был в «Мире Астрид Линдгрен»? Не беда! Давай я расскажу тебе, что здесь можно увидеть.
Вот улица Бузотеров, с желтым домом, в котором живет семья Лотты, вот улочка с крошечными домиками, один из которых принадлежит бабушке Бойкой Кайсы. Вот Маленький-маленький город - точная копия центра Виммербю с площадью и фонтаном, и с переулочками, по которым крался знаменитый сыщик Калле Блюмквист со своей бандой, и с маленькой кондитерской, где Пеппи купила 18 килограммов карамелек. Чуть не забыла, ты можешь заходить в маленькие домики, они придутся тебе как раз по размеру. Только не дом крошки Нильса Карлсона! В нем ты почувствуешь себя таким же малышом, как этот домовой, ведь мебель в его доме такая огромная, что не каждый ребенок сможет взобраться на стул!
А это кто сидит на мостике в старинном плаще и с удочкой? Да это же Сухарик Львиное сердце! Значит и его брат Юнатан где-то поблизости, ведь мы уже в Долине Вишен. Только будь осторожнее, Долина Терновника кишмя кишит страшными солдатами Тенгиля! А вот и разбойничий замок, расколотый молнией надвое в ту ночь, что Ронья появилась на свет. Вот и Маттис, и Борка, и их разбойничьи шайки, враждующие столько поколений. Удастся ли Ронье и Бирку помирить своих отцов? Но вот уже показалась ярко-желтая чуть покосившаяся вилла Виллекула с лимонадным деревом и лошадью Пеппи во дворе. На потолке - блинчики и следы лапок господина Нильссона. Но самой Пеппи не видно. Конечно, ведь она на корабле! Вместе с Томми, Анникой и своим папой плывет по озерцу и поет во все горло! А вот и чистенькая аккуратная усадьба Юнибакен. Здесь живут очаровательные девочки Мадикен и Лисабет. Разумеется, как и все герои Астрид Линдгрен, они тоже порой шалят. И если тебе посчастливится, ты увидишь, как Мадикен прыгает с крыши с черным папиным зонтиком.
Юнибакен
У самой воды на острове Юргорден, в Стокгольме, разместился музей сказок «Юнибакен». Разумеется, это не такой музей, в котором нужно ходить на цыпочках и красивые предметы спрятаны за витринами. Как раз наоборот, здесь все создано для того, чтобы дети с головой погрузились в игру. На вилле «Вверхтормашками», где живет Пеппи, ты можешь бегать, прыгать, шуметь, кататься с горки, примерять разную одежду и даже поспать в кровати Пеппи! И каких только чудных вещей здесь ни увидишь! Банки с мятными леденцами, щетки для натирания пола, в которых Пеппи раскатывала по кухне, старинные снегоступы и санки, огромные шляпы, сумки и трости, и трогательная вышивка с надписью: «Дом, милый дом».
Теперь можно зайти в гости и к другим любимым персонажам: например, к Карлсону, который живет на крыше, и к муми-троллям финской писательницы Туве Янссон. Астрид Линдгрен хотела, чтобы «Юнибакен» стал домом для персонажей самых разных скандинавских авторов. Поэтому на Площади сказок можно зайти в домик старика Петсона и его котенка Финдуса, созданных Свеном Нурдквистом, подружиться с маленькой Гиттан, придуманной Пией Линдебаум, взобраться на трон Снежной королевы.
Пожалуй, самое необыкновенное переживание в «Юнибакене» подарит тебе путешествие на Поезде сказок. Это путешествие по панорамам шести произведений Астрид Линдгрен было создано голландской художницей Марит Тернквист и целым отрядом скульпторов, столяров, художников-кукольников. На станции ты садишься в маленький вагончик, и он везет тебя к Мадикен и Эмилю. Ты видишь зеленые лужайки, деревья и белые дома - все такое маленькое, но совсем как настоящее - и куколок, изображающих героев повестей Астрид. Вот Мадикен, балансирующая на крыше с черным зонтом, а вот и привидение в прачечной (мы-то с тобой знаем, что это Аббе решил напугать ее)! Вот маленькая Ида, сестренка Эмиля, на самом верху флагштока встречает гостей, которые едут в Катхульт. Эх, опять Эмиль проведет целый день в столярке… Но мальчик не унывает, вот он, перебрался в кладовую и спит себе в шкафу с припасами. Но что это? Наш вагончик поднимается все выше? И вот мы уже парим над городом! Да это же Стокгольм! Это его огоньки виднеются там внизу. Значит, вот каково летать над городом вместе с Карлсоном! Ой, почему все стало таким огромным? Похоже, ты уменьшился, как мальчик Бертиль в сказе про крошку Нильса Карлсона, поэтому крыса, выглядывающая из своей норы, и кажется такой огромной. А потом ты попадешь в темный лес, где живут разбойники, увидишь Ронью и Бирка, которые прячутся в Медвежьей пещере. И наконец, попадешь в Долину вишен и поучаствуешь в приключениях Сухарика и Юнатана Львиное сердце.
Поезд движется, а ласковый голос рассказчицы комментирует все, что ты видишь, и напоминает детали сказок. Да, из такого поезда и выходить не хочется! Но впереди еще столько интересного: множество непрочитанных книг и замечательных игр. Кстати, ты знаешь, во что любят играть все-все дети? Чем больше всего им нравится заниматься? Астрид Линдгрен считает:
1. Удить рыбу.
2. Прыгать в сено.
3. Играть в пиратов, разбойников и индейцев.
4. Устраивать секретные шалаши и штабы.
5. Рассказывать друг другу страшные истории.
6. Отмечать Рождество.
7. Лазать по деревьям и крышам.