Космос как хобби: бумажный «Протон» и деревянный «Буран»

Apr 12, 2014 09:42



Космос как хобби: бумажный «Протон» и деревянный «Буран»

«Ракетомоделизм», «авиамоделизм», «автомоделизм» - слова из советского прошлого, именно тогда они появились вместе с этими видами спорта. Представляется картинка из журнала «Костер», где пионеры в красных галстуках и пилотках мастерят планер. Сейчас на слуху скейтбординг, восточные единоборства и компьютерные игры. Современные дети перестали любить технику? К счастью, это не так. Несмотря на новые веяния, технические виды спорта, в том числе, моделизм, не исчезли.
В Ульяновске с 1989 года работает детско-юношеский аэрокосмический центр «Буран». В центре и его 12 филиалах обучается около 800 школьников. За четверть века «Буран» выпустил сотни юношей и девушек, многие из которых потом поступили в технические вузы, в том числе, - в Московский государственный технический университет имени Баумана.
С другой стороны, существование технических видов спорта в Ульяновской области, как и во многих других регионах, сейчас под вопросом - кадры стареют, бюджетных средств или не хватает, или почти не выделяется. Авиамоделизм, ракетомоделизм можно сравнить с планером, который держится за счет восходящего потока воздуха - когда планер выходит из потока, он падает. Когда не останется старых инструкторов и преподавателей-энтузиастов, моделизм останется досугом для узкого круга любителей.
Ульяновский ракетомоделизм
В Ульяновске ракетомоделизм зародился еще в 1963 году, когда прошли первые соревнования по этому виду спорта. Одним из организаторов тех соревнований был молодой сотрудник областной станции юных техников Геннадий Павлов. Именно он в те годы «привез» ракетомоделизм в ульяновский регион из Тулы, где служил в ВДВ и где впервые увидел на аэродроме запуск моделей ракет. Теперь Геннадий Иванович - пенсионер, ветеран ракетомодельного спорта, преподаватель аэрокосмического центра «Буран». Уже 50 лет он делает своими руками ракеты и запускает их в небо.
«Еще ребенком пришел во Дворец пионеров, а там же технических кружков очень много в то время было. Вот сейчас в Ульяновске Дворец творчества молодежи - бывший Дворец пионеров - отремонтировали, но технических кружков нет, для них станки нужны, материалы, это дорого - рассказывает Павлов. - А тогда таких кружков было много: столярный, механический. Я выбрал авиамодельный, изучал книги по авиамоделированию. Руководитель был у нас хороший - бывший летчик-истребитель Лукьянов».
В кружке юный Гена Павлов делал копии самолетов, в том числе тех, что участвовали в Великой Отечественной войне - Ла-7 и Ла-5. Спортивный авиамоделизм в то время был на пике популярности.
«Мы, дети, собирали на полу самолеты, потому что на столах не было места, там взрослые занимались», - вспоминает Павлов. Даже в армии, в Туле, Геннадий продолжал клеить самолеты и там же впервые увидел, как тульские ребята запускают на аэродроме уменьшенные копии ракет. После демобилизации попробовал сам заняться этим новым для того времени видом технического спорта.
«Почему остановился на ракетном? Гагарин летчик был, его выбрали первым космонавтом, и я заинтересовался. В то время многие увлеклись ракетами», - объясняет Геннадий Иванович.
От чертежа до кнопки «Пуск»
В нынешнее время в магазине можно купить что угодно, в том числе, летающую мини-ракету. На одном из многочисленных сайтов на эту тему написано: «Для ракетомоделистов-любителей в мире существует целая индустрия». Здесь предлагают ракеты для дневных и ночных запусков, с видеокамерами, ракеты необычного вида и расцветки. Можно купить готовую модель или «запчасти», из которых за 20 минут собрать ракету длиной от 30 сантиметров до двух метров.
Но это все для любителей - настоящие спортсмены делают ракету с нуля: разрабатывают чертеж, по нему из подручных материалов изготавливают модель, строго соблюдая масштаб. И затем вот он - торжественный момент запуска ракеты.
Моделист устанавливает свое творение на «ракетодроме» и с помощью пульта дистанционного управления приводит в действие двигатель.
«Вот так кнопку нажимаем, «пуск» говорю и, как Гагарин, сказал: «Поехали!» - по-мальчишески улыбается Павлов.
В зависимости от класса ракета демонстрирует скорость, высоту, продолжительность полета. В классе «копия» кроме летных качеств ракета должна еще и внешне в точности повторить оригинал (например, трехступенчатую ракету «Восток», на которой летал Юрий Гагарин). Кроме того, ее старт и полет по правилам соревнований обязаны быть реалистичными.
«Должна лететь прямо, как настоящая», - пояснил моделист. Степень реализма оценивает жюри. По словам Павлова, работа над такой моделью занимает больше года.
Из чего сделаны Атлантис, Буран и НЛО
Материал для ракет, в отличие от металлических моделей автомобилей, которые Геннадий Иванович тоже конструировал (по всем видам моделизма у него степень кандидата в мастера спорта), может быть самый разный: бумага, стеклоткань, дерево. Парашюты шьют из настоящего парашютного шелка - в ДОСААФ берут у парашютистов. «Чем легче модель, тем выше она полетит, - объясняет Павлов. - Некоторые экземпляры взмывают в небо на 800-1000 метров - до облаков».
Поэтому корпус делают из почти невесомого листа южно-американского бальзового дерева. «Он легкий, потрогайте. Есть еще легче. Я покупаю в Москве на свои деньги. Сам выезжаю за клеем, бумагой. Двигатели тоже покупаю 100 штук - четыре тысячи рублей», - говорит Павлов, сетуя на то, что на центр не выделяют денег из бюджета.
Чертежи для детей Геннадий Павлов тоже делает сам. То, что в школе сейчас нет предметов «Черчение» и «Астрономия», считает настоящим бедствием. Геннадий Иванович с гордостью перечисляет модели ракет и других космических аппаратов, построенных руками моделистов.
«Вот метеорологическая ракета «Вертикаль». Там стоит В2А, - показывает Павлов. - Эти модели - копии итальянской и французской ракет».
В музее центра установлены макеты американского и российского многоразовых космических кораблей «Атлантис» и «Буран», космической станции «Мир», советской пятиступенчатой ракеты-носителя сверхтяжелого класса Н-1, получившей неофициальное название «царь-ракета», ракеты-носителя тяжелого класса «Протон». На некоторых выставочных экземплярах космонавты, побывавшие в гостях у «Бурана», оставили автографы.
Среди нелетающих копий есть, например, и НЛО - хотя это, конечно же не копия, а фантазия на тему. Геннадий Иванович прислоняет к столу трость, залезает на стремянку и достает с самой высокой полки в мастерской макет летающей тарелки величиной с тазик.
«Она у нас электрифицирована, лампочки горят. Но не летает», - пояснил Павлов.

Несбыточные мечты энтузиастов города машиностроителей
Ульяновск - город автомобилестроителей и самолетостроителей. Здесь находится один из лучших технических вузов в России - Ульяновский государственный технический университет, который готовит кадры для машиностроения. Центр «Буран» скоро войдет в состав лицея, созданного при УлГТУ. Зарубежные и российские инвесторы, приходящие сюда со своим бизнесом, отмечают, что во многом на их решение повлияло наличие инженерных кадров.
В последние годы регион заявляет о себе как об авиационной столице России, здесь проводится международный авиатранспортный форум, начато серийное производство тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А для вооруженных сил, власти говорят, что намерены прививать у детей любовь к самолетам с детского сада. Но несмотря на это, «бурановские» преподаватели и учащиеся пока не чувствуют внимания властей и остро нуждаются в материальной поддержке.
«Дополнительное образование у нас на муниципальном бюджете (дошкольное и общее - на федеральном), поэтому еще с 90-х годов финансирование идет исключительно только на заработную плату педагогов. Все совокупное материальное обеспечение - те же модели - за счет средств родителей, педагогов-энтузиастов», - отмечает директор «Бурана» Николай Синявский.
По его словам, зарплата с конца 2013 года поднялась, но не настолько, чтобы привлечь молодых специалистов (сейчас штатные педагоги получают по 17-18 тысяч рублей). Деньги нужны и на оборудование, и на материалы и, конечно, на соревнования.
«С 2004 года сборная Ульяновской области только один раз выбиралась на Всероссийские соревнования школьников в Казань. Команда заняла 8 место из 16. Для «новичков» это неплохо. А мечта побывать на кубке С.П.Королева, который проводится в Москве, остается несбыточной», - написал Геннадий Павлов несколько лет назад в письме к губернатору.
Федерация авиационного спорта Ульяновской области, куда входит также авиамодельный спорт, тоже пока не получает дивидендов от статуса авиационной столицы. Исполнительный директор ФАС, замначальника аэроклуба РОСТО Владимир Дворянинов отметил, что интерес со стороны населения к техническим видам спорта огромный, но бюджетного финансирования нет, клуб существует на свои средства, кадры стареют.
«Инструкторам за 50 лет, их зарплата 7,5 тысячи рублей, молодежь на такую зарплату не идет», - сказал Дворянинов. «Если во времена СССР для того, чтобы прыгать с парашютом, нужно было лишь немного здоровья и огромное желание, то сейчас еще и мешок денег», - добавил он.
«Ждите нас, звезды»
В коридоре центра «Буран» на стенах развешены детские рисунки на космическую тему. Космос глазами детей очень яркий, красочный, многоцветный. Над рисунками заголовок выставки: «Ждите нас, звезды». В мастерской сидят пять-шесть мальчишек, клеят ракеты. 12 апреля центр готовится запустить в небо очередную партию ракет, посвятив старт Дню космонавтики и 80-летию Юрия Гагарина, которое отмечалось 9 марта.
Шестиклассник Андрей старательно вырезает из листа тонкой фанеры часть хвоста для ракеты. Говорит, что пришел в «Буран» впервые, друг привел. А третьеклассник Павел Ильин из гимназии №1 ходит на занятия уже несколько лет, потому что любит технику.
«Раньше я сделал копию ММР-06 (метеорологическая ракета), сейчас делаю двухступенчатую ракету. Танки еще люблю, машины, вертолеты, самолеты. Я их тоже мастерю. И-16 самолет сделал, Ил-2 штурмовик», - рассказал Павел.
Геннадий Иванович описывает, над чем прямо сейчас работают его воспитанники: «Это ротошют. Летит он вверх в сложенном состоянии, потом заряд выбивает его, и он раскладывается и начинает крутиться, как лопасти у вертолета. В соревнованиях участвует на продолжительность полета. Три минуты он должен держаться в воздухе. А может и больше - в поток попадет восходящий и там может и пять, и десять минут и куда его потащит - неизвестно. Держится за счет восходящего потока».

Любовь ЧИЛИКОВА






























Буран, Ульяновск, космос

Previous post Next post
Up